Забытое старое: в бийской школе № 20 возвращают раздельное обучение



В России раздельное обучение и воспитание существовало на протяжении всей истории. Лишь в 1918 году было введено совместное обучение мальчиков и девочек с целью ликвидации дискриминации женщин.

Позднее, в 1943 году, одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения не всегда здоровых взаимоотношений, возникающих между мальчиками и девочками при совместном обучении.

С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике советская система образования не возвращалась.

Со временем о возвращении старых традиций стали говорить все чаще. Некоторые школы стали именоваться, как раньше, лицеями и гимназиями, а некоторые перешли на раздельное обучение и воспитание. В их числе — бийская школа № 20, в которой в двух классах первоклассников из четырех набранных в этом году введут раздельное обучение мальчиков и девочек.

О причинах такого решения «Бийскому рабочему» рассказала Елена Вирбицкас,директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20».

— Елена Викторовна, почему педагоги через несколько десятилетий снова решили вернуться к гендерному обучению?

— На протяжении последних 10 лет мы стали отмечать чрезмерную доминирующую эмансипацию наших девочек, когда мальчик может жестоко ударить девочку и не понять, за что ему делают внушение, ведь «она же первая начала». Внешний вид учеников, отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов, манеры общения друг с другом, неадекватные формы поведения среди детей независимо от пола, да и результаты обучения в том числе, подтолкнули нас к идее попробовать гендерное образование. Не один год мы следили за результатами работы по этому направлению школ из разных уголков нашей страны (школа № 106 Приморского района Санкт-Петербурга, Московская школа № 760, лицей № 103 г. Железногорска Красноярского края и т. д.), читали публикации, прежде чем решиться на введение такого новшества. На сегодняшний день могу привести положительные примеры в области использования гендерного образования только на основании опыта других школ. В качестве положительных результатов они указывают на то, что у мальчиков и девочек, обучающихся раздельно, нейродинамические и психологические характеристики лучше, чем у детей, обучающихся в смешанных классах; происходит формирование типичных мужских и типично женских качеств, формируются гендерные роли; значительно повышается уровень обученности. Свои доводы за внедрение этого подхода в обучении мы можем представить минимум через три года.

Елена Вирбицкас: «Статистика нашего учреждения показывает, что 54 % учеников воспитываются в неполных семьях. Введение раздельного обучения позволит скорректировать воспитание гендерных качеств, то, что будет недополучено в семье, мы постараемся восполнить через различные виды деятельности как в урочное, так и во внеурочное время».

— Как будет проходить раздельное обучение в школе?

— Пока в планах такое обучение до 8-го класса, так как именно в 8-м происходит переформирование детских коллективов из-за выбора предмета углубленного изучения. Может быть, до этого момента мы продумаем, как и далее продолжить раздельное обучение. Учебные предметы школьной программы одинаковы для всех независимо от пола. По этому вопросу родителям не стоит беспокоиться. Отличия будут в подходе к преподаванию, подбору программного материала для занятий. Например, общепризнано, что у мальчиков больше развито пространственное мышление, а девочки больше оперируют буквенными символами, поэтому задача педагога будет заключаться в подборе задач и практических упражнений для урока. Девочки взрослеют раньше, поэтому поведение учителя и его стратегия в данных классах должна быть различной. На спортивных занятиях девочек учитель физкультуры акцент сделает на гимнастических упражнениях, ритмике, а на занятиях мальчиков будет больше игровых и силовых видов занятий. Аналогично осуществляется и подбор видов деятельности для занятий на уроках технологии. В рамках федеральных государственных стандартов внеурочная часть, которую выбирают дети, будет зависеть также от пола учеников. Классный руководитель спланирует свою деятельность уже с учетом гендерного подхода.

— Если родители первоклассников не захотят, чтобы их дети участвовали в эксперименте, смогут ли они учиться в смешанном классе?

— Сейчас происходит формирование классов и, как я уже говорила, только в двух классах из четырех планируется раздельное обучение мальчиков и девочек. Так что выбор у родителей есть. В ближайшее время мы проведем родительские собрания, где более подробно расскажем о плюсах такого обучения и о методах подхода к нему. После этого предоставим родителям право выбора: отдавать ребенка в смешанный или раздельный класс.

— Другие городские школы тоже планируют перейти на такое обучение?

— Мы первыми заявили об этом, но этот вопрос обсуждают многие мои коллеги. Первопроходцам всегда труднее. Если все у нас получится, то будем готовы уже на следующий год поделиться с педагогической общественностью города результатами своей работы, тем, с какими трудностями мы столкнулись и что у нас получилось более всего успешно.

Источник: biwork.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.