За последние 16 лет в России закрыто 12 000 сельских школ



В нашей стране принята «Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 года». В ней черным по белому обозначена одна из приоритетных ее задач: «…Стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность». Как здравомыслящему человеку понять, что при этом за последние 16 лет в России закрыто 12 000 сельских школ? В рамках какой антинародной программы это произошло?

Раннее зимнее утро. Темень, снег, метель. По заснеженной, еще никем не протоптанной тропинке по деревне медленно пробирается мальчуган с увесистым ранцем на хрупких плечиках. Это первоклассник идет к автобусу: ему надо ехать на занятия в соседнее село. В родной деревне школу закрыли. В Лукояновском районе такими ежедневными пассажирами стали около двухсот из 847 деревенских ребятишек. Их из 25 родных деревень возят в 11 школ соседних поселений. Даже в пределах одного района масштаб немалый! Каков же первоначальный итог перевозки школьников в первые месяцы нашей традиционной натуральной и снежной в этом году зимы?

На буксире за трактором

Подвозят учеников 7 «Газелей» и 3 автобуса ПАЗ. Микроавтобусы не все новые, многие ходят по 5 и более лет, но опытные водители за ними постоянно следят, поэтому машины пока не требуют большого ремонта. Договоры на техническое обслуживание с местным автопредприятием имеются. Теплых гаражей у шоферов практически нет, работают они в холодном помещении или под открытым небом у дома. Дети садятся в холодный автобус – салон не успевает прогреваться. В сильный мороз мотор просто не заведешь. Получают водители, кстати, почему-то зарплату-минималку с небольшими доплатами, хотя преодолевают в день 150 – 170 км. Истинные подвижники! Да и как повышать им получку, когда преподаватели получают столько же? Все разговоры о повышении зарплаты учителям, ныне, правда, стихнувшие, оказались очередной чистейшей болтовней.

Немалая беда в состоянии межпоселковых дорог. В большинстве своем ремонта они не видели по 20 и более лет, со дня их построения. Но и с ямами за десятилетия все давно свыклись. Вот только снегопады и метели сразу же превращают дороги в ноль, в бездорожье. Выпавший в первые зимние дни 3 и 6 декабря снег засыпал сельские дороги, и сразу же для деревенских школьников наступили кратковременные каникулы. Из 200 учащихся единицы сумели попасть на занятия. Водители из Лопатина и Саврасова, например, рискнули отправиться в рейс по бездорожью и доставили детей в школу при помощи буксировки автобусов трактором.

3 декабря дороги не были прочищены в Разинской, Лопатинской и Маломамлеевской зонах. 6 декабря дороги в районе не чистились нигде. Были сорваны 10 рейсов пассажирского автопредприятия по маршрутам района. О каких школьниках может идти речь? Срывы занятий в первую декаду декабря от бездорожья были в Шандровской, Мамаломалеевской и Большемаресьевской школах. Очередной снегопад в конце декабря – и школьники Перемчалок, Владимировки, Пичингуш, Новосёлок, Мерлиновки и Большого Мамлеева существенно опоздали к началу занятий. Гололед 27декабря – и школьников Красной Поляны, Никулина и Чиргуш нет к началу занятий. И это все за один зимний месяц!

Январь только расслабил дорожников и усугубил ситуацию на дорогах. Отдыхай, школьный пассажир! Нет проезда в Елфимовскую школу из трех сел. В результате как снег на голову свалились приезжим школьникам дополнительные каникулы в январе. 13 и 14-го их в Елфимовской школе не было. Январские и февральские вьюги добавили школьникам каникулярные дни. Дороги заметало. А если они и есть, то между деревнями, как правило, в один след. Со встречной ни за что не разъедешься. Надо распихивать снежные барханы в стороны. Даже федеральную трассу Нижний Новгород – Саранск дорожники чистят плохо, за что и получили в ноябре–январе солидные, вполне заслуженные три штрафа. Что же о деревнях говорить?

Господа! Россия не США, у которых у нас все копируется. Там нет такой зимы и бездорожья, а учеников в автобус берут из дома и привозят обратно прямо к крыльцу. Обеспечьте это, тогда и начнем спокойно обсуждать проблему укрупнения сельских школ.

И на елку опоздали…

А как дела с внеклассными мероприятиями? Попадали ли на них приезжие ученики? Как могут выкручиваются здесь педагоги. В Саврасове часть школьников привозят первым рейсом рано, почти за час до занятий. В это время и начинают для них факультативы, кружки и спортивные секции. В Елфимове для внеклассных мероприятий определены вторник и четверг. В эти дни детей просто дольше задерживают в школе. В Лукояновской школе №1 стараются привозить детей на большие внеклассные мероприятия. Но не всех. На спортивные соревнования, например, везут только спортсменов. Болельщики из приезжих на такие мероприятия уже не попадают. Все школы возили детей на новогодние елки. Но детишки из Малой Поляны, например, на свою елку в Елфимове из-за бездорожья опоздали…

Давайте не будем кривить душой: для большинства «кочующих» детей двери на вечера и утренники, соревнования и праздники закрыты. Если родители постоянно заняты, мальчишек и девчонок воспитывать будет улица.

Бездорожье и здоровье

Заместитель директора Лукояновской школы №1 Надежда Александровна Дядякина поражается другому: 
– Возила детей в автобусе на экскурсию. Многие из них, как оказалось, плохо переносят дорогу. Просятся сесть вперед, а там мест уже нет. И хотя раздала все таблетки от тошноты, которые приготовила для себя, но все равно детишки вылезали из автобуса с полными целлофановыми пакетиками, бледные, зеленые…Сопровождающая детей учительница Саврасовской школы Елена Викторовна Федорушкина раздает детям в автобусе конфетки-сосачки, а самую слабую девочку сажает вперед, где меньше тошнит. Представьте себе, что ей так ездить надо 9 или 11 лет! После этого останется ли она жить в родной деревеньке? Никогда. Сразу же после школы уедет и не вернется. И ребятишек своих увезет. Она не враг своим детям! А об этом кто-нибудь из чиновников с асфальта подумал?

Холодный автобус зимой, гарь, пыль летом, осенние дожди и грязь, завтраки и обеды не по режиму, каждодневный стресс.

Дороги зимой в отдаленных деревнях в недалеком прошлом вообще никогда не чистили. Люди ходили по тропам, обозначая их ветками-вешками. Небольшие грузы возили на санках, для больших запрягали в сани лошадь. Машины и трактора никогда не ездили по деревням зимой. В наше время в село пришла цивилизация. Дороги в селах чистят до конторы колхоза или магазина. А куда и кому сейчас чистить, если колхоза нет, а магазин закрыли? Но и с магазином в Елфимове дорогу по селу этой зимой не чистили. Только проехал бульдозер, когда похороны были: не везти же покойника на салазках! Поэтому по снежному бездорожью мало кто рискнул пробраться в школу на елку 6 января, устроенную всем жителям партией «Единая Россия». А надо бы первым делом дорогу почистить!

Дорожники оказались не готовы к работе. Честно признаем: с существующей технической базой дорожных участков вовремя расчистить все 314 километров дорог в районе пока нереально. Ведь для того, чтобы ликвидировать проезд между деревнями, даже снегопада не надо. Достаточно ветра – и поземка через пару часов превратит дорогу в простое заснеженное поле. Думали ли об этом кто-нибудь, когда закрывали сельские школы и делали детей многолетними пассажирами?

А как же выходят из положения в сельсоветах? Кто-то просит помощи у уцелевших колхозов, кто-то идет на поклон к трактористу-частнику. Хорошо, что деревенские люди совестливые и не взвинчивают цены за работу. Но из других районов, я уже слышал, некоторые руководители сельхозпредприятий заламывают такие расценки на расчистку дорог, что от их услуг сельским администрациям приходится отказываться.

Деревня – Золушка в стране

Селяне вообще не понимают, что творится. В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В послереволюционной разрухе в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому и в ум не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны. Моя мать, всю жизнь проработавшая сельской учительницей, рассказывала мне: в войну тетрадей не было, и в школе ученики писали на чистых полях газетных страниц. Почему же в XXI веке наша могучая Россия враз обнищала? Нет! Сильно обеднела мудростью бухгалтеров в министерских креслах. Рубль затмил разум, лишил не только гуманизма, но и элементарного внимания, уважения и почтения к простому человеку, деревенскому в особенности. Позакрывали школы, умертвили этим села – и довольны! У бухгалтеров дебет с кредитом ближе сошелся! На остальное им просто наплевать!

Руководители на местах тоже не понимают смысла массового закрытия сельских школ. «Однозначно отрицательно» относится к этому глава администрации Лукояновского района Виктор Константинович Аганин. От закрытия и объединения сельсоветов ему тоже пока приходится наблюдать «только одни минусы». А глава местного самоуправления Большеболдинского района Владимир Михайлович Кочетов прямо на совещании спросил зал: «Кто встает в 6 утра?» Поднялось несколько рук. А первоклассник должен вставать ни свет ни заря каждый будний день. О каком здоровье ребенка при этом может идти речь?

За два последних года только в одном Лукояновском районе закрыто 12 сельских школ. В области 52 района. Представьте, сколько ребятишек по автобусам скитаются, в сугробах буксуют? Но вся трагедия в другом. Подлежат массовому закрытию и школы побольше: губительное подушевое финансирование продолжает свое черное, позорное для великой страны дело Жесткие требования к количеству учащихся в классах продолжают ужесточаться – вот в чем беда. Должно быть не менее 14 человек. Почему не 13 или 15 никто вразумительно объяснить не может: цифру городской бухгалтер, видимо, взял с потолка. И теперь закрытию подлежат уже и большие сельские школы. Вот вопиющий пример. Закрыли школу в Каменке Воротынского района, возят детишек в Михайловское за 20 км. Но это еще не предел. В планах закрытие школы в поселке Кузьмияр. Возить будут в то же Михайловское уже за 45км! 90 км по бездорожью каждый день!

Власти занесло на повороте

Председатель СПК «Ушаково» Гагинского района Владимир Петрович Ежов, бывший депутат областного Законодательного собрания, вспоминает:

– И в 2000 году предлагали нам ввести подушевое финансирование сельских школ. Но депутаты дружно отвергли это предложение, как губительное для села. А сегодня это прошло с песней. Почему? При закрытии школы из Большой Уды сразу же уехали три доярки с детьми. И квартиры свои не пожалели, бросили, поселились в Кстовском районе в общежитии. Закрытие школ на селе ныне – одно из главных бед.

У кого школу закрываем? У самого безобидного, безропотного и обделенного судьбой деревенского паренька. В маске на Манежную площадь он никогда не выйдет. Он и так многого лишен. В селе нет ни музеев, ни катков, ни Домов пионеров, ни театров. Кроме телевизора и картин прекрасной окружающей природы, у него ничего другого нет. Школа хоть в какой-то минимальной мере компенсировала все это. И кому-то, очень экономному, взбрело на ум ее закрыть! Соседняя далеко, не под руками, в нее не сходишь, когда захочешь. О проблемах села не желают думать, решать же их упорно не хотят. В деревнях, конечно, школы всегда постепенно закрывались, умирая своей смертью. Там, где оставалось 5–6 учеников. Но почему закрыли прекрасную большую школу в Новоспасском Починковского района, где училось 27 человек? Почему опустело двухэтажное, кирпичное, типовое здание школы в Пермееве Большеболдинского района, где училось 52 ученика? Сколько же «Газелей» для школьников там потребуется? Они даже в четыре все не войдут!

А какими прелестными были школы с небольшими классами! Нижегородские преподаватели мне говорили: «Извините, но в классе, где 3 – 5 учеников, работают не учителя, а репетиторы». Действительно, как в прошлом трудились гувернеры и гувернантки. Вот где индивидуальный подход! Они или учитель в классе с 20–30 учащимися быстрее и лучше учеников научат? Вопрос риторический.

Нет, не зря президент Дмитрий Медведев при встрече с нашим губернатором Валерием Шанцевым говорил о непродуманности вопроса закрытия школ на селе. Официальный сайт президента говорит об этом. Закрытие школы в селе – «это деградация села, просто село исчезает», – подчеркнул президент. И хорошо, что наш губернатор с ним солидарен: «…Когда школа уходит из села – это трагедия для села». Но все это пока на уровне разговоров, которые у нас всегда прекрасны. А вот губительные дела идут своим чередом. И ничего пока не мешает нашей области быть региональным лидером в неблаговидном деле закрытия сельских школ. Надо прекратить губительный для села процесс, остановить, наконец, их массовое закрытие и срочно исправить ошибку, пока еще не совсем поздно.

Между тем

В США, оказывается, тоже есть свои муниципальные малокомплектные сельские школы. Но, на удивление, их там не закрывают, а наоборот, открывают. В переводе на русский они называются «однокомнатные». По данным американских исследователей, такая однокомнатная школа дает особое качество образования. Доказывает и статистика: среднее качество обучения в такой школе выше, чем в обычной большой школе. По мнению ученых, в малокомплектных школах очень ценна и ничем не заменима атмосфера и отношения семейного типа.

Александр КРЫЛОВ.
Нижегородская область.

Источник: www.faito.ru






войдите VkontakteYandex
символов осталось..


Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.