Русские Вести

Выставка достижений или анализ проблем?


Если рассматривать доклад правительства о реализации госполитики в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования как отчет о проделанной работе, следует признать: работа выполнена большая и результаты ее значительны. Назовем лишь некоторые.

  1. Увеличение приема студентов в вузы на бюджетные места. Если с 2016 по 2021 год контрольные цифры приема сократились примерно на 8 тысяч, то к настоящему времени они увеличились без учета новых регионов почти на 85 тысяч. Важный перелом в нужную сторону.

Но не могу не добавить: во всем мире доступность высшего образования оценивается количеством студентов на 10 тысяч населения.

И в этом смысле мы, увы, уступаем самим себе не только по сравнению с советским периодом, но даже по сравнению с началом 1990-х годов.

Год / Количество: 1980 (СССР) / 219; 1994 (РФ) / 171; 1996 (согласно Закону РФ «Об образовании») / не менее 170; 2000 / 192; 2010 / 183; 2012 (согласно ФЗ «Об образовании в РФ») / 800 студентов на 10 000 молодежи в возрасте от 17 до 30 лет; 2016 / 130; 2019 / 130; 2020 / 125; 2021 / 132,3; 2022 / 136,6.

Причины: сокращение доли молодежи и сроков обучения в связи с принудительным использованием т.н. Болонской системы.

  1. Установление льгот при приеме в вузы для участников боевых действий на Украине и их детей, а также детей медицинских работников, погибших при исполнении служебных обязанностей во время пандемии Covid-19. Страна должна помогать тем, кто защищает ее интересы и ее граждан.

Кстати, доля студентов с инвалидностью за последние 10 лет также увеличилась в 2,5 раза.

  1. Прекращение в основном принудительной реорганизации вузов. Переход на более мягкие механизмы их интеграции, включая консорциумы. За последние четыре года количество вузов в стране не сократилось, а за предыдущие восемь лет сократилось почти на четверть. Но не могу не добавить: во многих странах количество университетов растет, и их открытие даже объявляется национальной идеей!
  2. Создание передовых инженерных школ (ПИШ). Это важный шаг по пути интеграции образования, науки и производства, без чего новая индустриализация страны невозможна.

В 2024 году будет действовать 50 ПИШ (20 из них еще предстоит открыть) в 23 регионах России: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Чеченская Республика, Пермский край, Приморский край, Нижегородская обл., Самарская обл., Ростовская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Новосибирская обл., Томская обл., Свердловская обл., Воронежская обл., Омская обл., Ярославская обл., Ульяновская обл., Тульская обл., Сахалинская обл., Челябинская обл., Вологодская обл.

Другая форма такой интеграции – научно-образовательные центры (НОЦ), создание которых мы также поддерживаем.

Лучшие НОЦ: НОЦ «Енисейская Сибирь» (Красноярский край), Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ (Тюменская обл.), Евразийский НОЦ (Башкортостан), Уральский межрегиональный НОЦ (Свердловская обл.), НОЦ «Инженерия будущего» (Самарская обл.)

Всего 36 субъектов РФ участвуют в реализации программ НОЦ.

  1. Не вызывают сомнений основные направления создания национально ориентированной системы образования, объявленные министром В.Н. Фальковым: возвращение к фундаментальности; усиление практикоориентированности; воспитание гражданина.

Недавно на Московском академическом экономическом форуме академик Талия Хабриева, которой во многом принадлежит юридическое оформление поправок к Конституции, заявила, что целью нашего образования должно быть воспитание человека-творца, а не квалифицированного потребителя. Министр В.Н. Фальков выразился мягче: отказ от сервисной модели образования.

Мы никогда не сомневались, что образование должно формировать творческую личность, и вспоминали классическую цитату Юрия Гагарина: из ресторанов в космос не летают. Хорошо, что это осознала часть политической элиты.

Но теперь о другом. На наш взгляд, отчет правительства и доклад о реализации образовательной политики – это разные жанры. Отчет предполагает, прежде всего, перечисление достижений. Он может иметь ведомственный характер.

Напротив, аналитический доклад должен включать, в первую очередь, постановку проблем, анализ необходимых условий и перспектив их решения. К сожалению, такого анализа в докладе мы практически не находим.

На наш взгляд, в подготовке правительственного доклада обязательно должны принимать участие не только профильные министерства и министерства, в ведении которых есть учебные заведения, но также Минфин, Минэкономразвития, Минтруд, Минздрав, Минцифры, а выступать с докладом – заместитель председателя правительства, курирующий образование. Это обеспечило бы докладу межведомственный характер.

Перед вами основные системные проблемы отечественного образования, которые имеют межведомственный характер и не могут быть решены исключительно профильными министерствами, даже при самых больших усилиях.

  1. Проблема хронического недофинансирования образования.
  2. Статус педагогического работника.
  3. Содержание образования.
  4. Соотношение светского и религиозного образования.
  5. Управление образованием: проблема дебюрократизации.
  6. Развитие сети образовательных организаций: «оптимизация» и качество образования.
  7. Современные образовательные технологии: электронное обучение.
  8. Статус учащегося.
  9. Здоровье учащихся.
  10. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  11. Воспитание (формирование) личности.
  12. Идеология (ценности) образовательной политики.

Отметим лишь некоторые из них применительно к образованию высшему.

  1. Хроническое недофинансирование образования вообще, высшего образования – в особенности.

Согласно данным ЮНЕСКО и Всемирного банка, по доле финансирования образования из всех источников от валового внутреннего продукта наша страна в 2012 году занимала 98-е, в 2018 году – 120-е, в 2022 году – 84-е место. Отдельных компаративистских данных по высшему образованию не видел, но вряд ли они отличаются радикально.

Так, за четыре года (2020–2024) рост расходов на высшее образование составил 38%, а официальная инфляция – более 39%. Но в официальную инфляцию верят только официальные лица. Другими словами, реальные расходы на высшее образование, как минимум, не растут.

Весь федеральный бюджет российского высшего образования, пересчитанный в долларах, сравним с бюджетом крупного американского университета.

Так, федеральный бюджет высшего образования РФ на 2024 год – 835 млрд 027 млн 122,4 тыс. рублей, или 9 млрд 488 млн 945 тыс. долларов по курсу на 12.07.2024 (день вступления в силу Федерального закона от 12.07.2024 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»). А бюджет Гарвардского университета (США) в 2018 году – 5,2 млрд долларов + эндаумент (целевой фонд из пожертвований) 39,2 млрд долларов = более 44 млрд долларов.

Вот почему в подготовке доклада должны обязательно участвовать Минфин и Минэкономразвития.

  1. Фактическое неисполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 в части оплаты труда преподавателей вузов во многих регионах и организациях.

Согласно правительственному докладу, в 2023 году указ не был исполнен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, причем отклонение составило не более 5%. Однако это чудеса статистики.

По данным Высшей школы экономики, в 2022 году средняя зарплата преподавателей вузов составляла 83 554 руб., что соответствовало 127,9% от заработной платы в экономике в целом, а не 200%, как положено по Указу Президента РФ №597.

В Москве средняя заработная плата за январь–апрель 2024 года – 153 568,4 руб. Следовательно, зарплата доцента, символизирующая среднюю по вузу, должна составлять 307 136,8 руб. На самом деле такой зарплаты не получает и абсолютное большинство профессоров. При этом количество часов на одну ставку, по сравнению с советскими временами, увеличилось с 720 до 900, но на одну ставку практически никто не работает.

Вот почему в работе над докладом должны принимать участие Минтруд и тот же Минфин.

Напоминаю: большинство Государственной Думы недавно отклонило очередной наш законопроект о повышении статуса педагогических работников, который предполагал, что средняя заработная плата преподавателей вузов должна составить не менее двух средних по региону и по Российской Федерации (чтобы уменьшить региональное неравенство) при работе на одну ставку.

  1. Снижение реального уровня стипендий.

По отношению к прожиточному минимуму расчетная стипендия студента вуза по сравнению с советскими временами снизилась примерно в семь раз; студента в организациях СПО – примерно в 15 раз; аспиранта – примерно в восемь раз; аспиранта, обучающегося по направлениям подготовки, определенным Минобрнауки России, – примерно в три раза.

При этом стипендиальный фонд в 2024 году увеличивается с 1 сентября на 5,5%, т.е. в пересчете на год – лишь на 1,8% при официальной в 2023 году инфляции в 7,5%, т.е. в 4 раза ниже инфляции.

Еще большему числу студентов придется работать вместо того, чтобы учиться. Или, как не раз говорил, работать и подучиваться!

Реальная средняя стипендия в 3608 руб., которую получают большинство студентов, почти вдвое выше расчетной (1967 руб.), но и она составляет от прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в 2024 году (16 844 руб.), лишь 21,4%.

  1. Нарастающая бюрократизация управления.

В докладе этой проблемы нет вообще. Между тем по остроте она уже сравнима с недофинансированием и «недозарплатой».

По данным НИУ «Высшая школа экономики», ежедневно в образовательные организации приходит от пяти до восьми запросов, т.е. организациям приходится заполнять от 1800 до 2800 отчетов в год!

«Анна Каренина» «отдыхает». К объему «Войны и мира» приближаемся. Ни один интеллект, кроме искусственного, этого не прочтет.

Но проблема бюрократизации по определению имеет межведомственный характер.

По данным Комитета Госдумы шестого созыва по образованию, примерно 80% контрольных процедур не связаны с деятельностью органов управления образованием.

Предлагаем немедленно восстановить межкомитетскую рабочую группу по дебюрократизации управления образованием с приглашением представителей всех федеральных органов, которые увеличивают бюрократическую нагрузку в вузах.

Мы надеемся, что следующий доклад о реализации образовательной политики будет действительно межведомственным, аналитическим, будет содержать постановку проблем и перспективы их решения.

Мы готовы конструктивно работать с Министерством образования и науки, как и с правительством в целом, для того, чтобы обеспечить нашей стране подлинный образовательный и технологический суверенитет.

Олег СМОЛИН

Источник: sovross.ru