Русские Вести

Все – в техникумы!


Я давно пишу о том, что в нашем наробразе есть штука посильнее ЕГЭ в смысле разрушительности  – это разделение высшего образования на две части: бакалавриат и магистратуру. И в «Завтра» об этом писала, правда, давно.

И вот – диво дивное: на этот вопрос обращено высочайшее внимание. Президент Владимир Путин усомнился в целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, в особенности применительно к подготовке школьных преподавателей по русскому языку, - сообщает РИА Новости.

Тут же и Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая назвала эту систему «миной замедленного действия» и предложила  обсудить вопрос её необходимости в российских вузах.

Обсудить – да, надо. Но тут есть опасный подвох. Наша интеллигенция (любая – либеральная, патриотическая, всякая) имеет неистребимую, вековечную склонность к элементарным мыслям и простейшим слоганам. И очень не любит мысль сколько-нибудь сложную, неоднозначную, из которой прямо не вытекает «кто виноват?» и не следует элементарный слоган в стиле «Даёшь!» и «Долой!». Да, массовый человек везде и всюду мысли элементарно. Именно на него ориентируется агитпроп во всех странах мира. Но у нас неприятность состоит в том, что, похоже, так мыслит и та самая интеллигенция, которая должна по идее создавать смыслы и формировать адекватную картину мира в том числе и для принятия решений властью. На эту любовь к элементарным мыслям («карманным катехизисам») обращал внимание ещё Николай Бердяев в знаменитых «Вехах».

Так вот, обсуждение, буде оно возникнет, не должно свестись к проклятьям бакалавриату-магистратуре как ядовитому плоду англосаксонского коварства, затеявшему погубить наше лучшее в мире образование. Надо серьёзно разобраться.

Прежде всего, следует зафиксировать: разделение вузовского курса произвели у нас не потому, что сочли, что так НАМ будет лучше, а просто из подражания и стремления приникнуть к светочам и образцам.  Было объявлено, что эдаким манером наши специалисты будут востребованы за рубежом. Это глупо в квадрате: во-первых, подлинные специалисты всегда были востребованы, а во-вторых, мы для кого готовим кадры - для себя или для заграницы? Но на это впопыхах никто не обратил внимания.

Англосаксонская система (положенная в основу болонской) состоит в том, что сначала готовится специалист со средним специальным образованием, а уже на этой базе – с высшим. Сначала техник, потом инженер, сначала медсестра, потом врач и т.п. Прекращая учиться на стадии бакалавриата, человек не остаётся недоучкой, а становится всё-таки специалистом – со средним специальным образованием.

Континентальная система, которая была и в СССР, принципиально иная. Она построена дедуктивно: от общего к особенному (выражаясь философски). В высшей школе на младших курсах изучаются теоретические дисциплины, а на старших – учат прилагать теоретические знания к практике. Когда у нас разрезали курс – получилось, что бакалавры выпускаются не специалистами, а просто недоучками, у которых в головах блуждает «взгляд и нечто», а профессии-то и нет.

Каков выход? Их два.

1) Вернуть всё на прежнее место, т.е. в течение пяти лет готовить специалиста, как это было при советской власти. Это самый простой путь.

2) Более сложный. Постепенно сделать нормой жизни среднее специальное образование. Для большинства производимых в обществе работ именно оно и нужно. Т.е. подавляющее большинство идёт в техникум и становится специалистом со средним специальным образованием. Далее лучшие, способнейшие, имеющие отличные оценки – сразу идут в вуз. Где курс построен применительно к ним – техникам.

Такое уже кое-где есть. Сын моей сотрудницы поступил в колледж, готовящий мастеров дорожных работ. По окончании лучшие ученики, окончившие на 4 и 5, имеют право без экзаменов и бесплатно поступить в автодорожный институт на трёхлетний курс. Кое-где такая система была и при советской власти. Это очень хорошо. Рабочий, техник, инженер – это отличная профессиональная лестница. Для всех ли специальностей  это возможно? Для практических – да. Для теоретических – вряд ли. Стричь всех под одну гребёнку – не выйдет. Это – повторюсь – путь трудный. Он требует не просто объявить, что у нас теперь бакалавры и магистры, а реально изменить вузовский курс.  Готовы ли сами работники вузов к этому? Не знаю.

Но начинать надо с техникумов. Пускай идут туда после 9-го класса и учатся года четыре. И становятся техниками. И начинают работать. Уверена: работодатели будут их охотно брать. Бакалавров не берут потому, что те, прослушав теоретическую половину курса, ничего не умеют. Сами подростки и многие родители, похоже, охотно поддержали бы такой порядок вещей.

Ну а потом, когда специалисты-техники поймут, что знаний не хватает, что хочется расти – пусть идут учиться дальше. Они и учиться будут по-другому, по-взрослому. Разумеется, если вообще будут нужны какие-то специалисты. Для развоза пиццы – всё равно, чему и как учиться. А таких «специалистов» становится всё больше во всех странах. Но это не от системы образования зависит.

Татьяна Воеводина

Источник: zavtra.ru