Больше баллов в портфолио за успехи в НВП
Оценки школьного аттестата не играют никакой роли при зачислении в вузы, а медаль дает смешные несколько баллов в портфолио, в дополнение к сотням баллов за предметы ЕГЭ. Поступление в вузы полностью определяется результатами ЕГЭ по трем и редко четырем предметам, а дополнительное вступительное испытание или творческий конкурс есть в небольшом количестве вузов. Поэтому школьники 10-11 классов учат только несколько предметов ЕГЭ, а изучение остальных лишь имитируется («на отвяжись» на подростковом сленге). Часть школьников «на отвяжись» учит и предметы ЕГЭ, поскольку на бюджетные места в ведущие вузы им все равно не добрать баллов, а в заурядные региональные вузы на бюджетные места или на платные места в ведущие вузы можно попасть даже с 50-60 баллами из 100.
Вроде чиновники от образования об этом догадываются и что-то пытаются делать. Многие школьные предметы теперь делятся на базовый и профильный уровни, ежегодные проверочные работы по каждому предмету требуют лишь базовых знаний, периодически идут дискуссии о расширении портфолио школьников.
Появление модуля НВП в составе ОБЖ прошло без публичной профессиональной дискуссии, и в текущей образовательной парадигме начальная военная подготовка может обернуться профанацией, если не принять необходимые меры.
Гипотетически можно сделать ОБЖ (НВП) обязательным предметом ЕГЭ либо условно обязательным, как сочинение по литературе, но при обсуждении этого предложения придётся столкнуться с мнениями тех, кто хочет сделать обязательным ЕГЭ по истории или другим предметам.
В советской школе, особенно в 1960-1970-х годах, не было пренебрежения к второстепенным предметам, а НВП давала вполне конкретные навыки и пользовалась у юношей популярностью, особенно если учителями были отставные военные с реальным боевым опытом, и школа имела необходимый инвентарь.
Служба в советской армии позволяла поступать в институты с меньшими оценками на вступительных экзаменах, а во многих странах такие преференции действуют и в настоящее время. Попыткой вернуть такую практику стали льготы при поступлении в вузы для детей участников СВО, но только почему-то не для самих участников.
Некоторым современным прообразом возможного решения являются небольшие баллы за золотой знак ГТО в портфолио при поступлении. В программе ГТО есть отдельные упражнения военного характера, например, стрельба или метание гранаты, да и в целом хорошая физическая форма крайне важна, даже для мирного труда.
Поэтому для повышения интереса юношей к НВП можно добавлять существенные баллы в портфолио при поступлении в вузы за конкретные результаты по этому предмету. Например, за сдачу нормативов НВП на отлично и ГТО на золотой знак следует давать по 20 или даже по 30 баллов в портфолио, с меньшими баллами за результаты на хорошо и удовлетворительно, на серебро и бронзу ГТО. Набор нормативов НВП следует сделать достаточно обширным и хотя бы отчасти отражающим реалии потенциального солдата современной армии, а также конкретным, как в ГТО.
Примером высокого статуса военного обучения в гражданской системе образования являются в последние годы военные кафедры вузов. Точнее, сейчас это военно-учебные центры, располагающиеся в помещениях вузов и методически подчиненные Министерству обороны РФ. В отличие от трудностей военкоматов с обеспечением призыва, на военные кафедры серьёзный конкурс и отбор. Военные учебные центры действуют в 120 из примерно 500 государственных вузов, и даже в этих 120 вузах обеспечивают местами далеко не всех юношей этих вузов. Чтобы попасть на военную кафедру, необходимо иметь успехи в учебе, хорошую физическую форму и крепкое здоровье.
Военные с опытом СВО как учителя ОБЖ (НВП) и оснащение школ
Сегодня уроки ОБЖ в школе зачастую ведут женщины в возрасте, как наиболее типичные представители профессии школьного учителя, либо учителя физкультуры мужского пола со спортивным прошлым. В хороших школах с толковыми директорами ОБЖ ведут отставные пожарные, спасатели или военные, но и среди таких отставников нечасто встречаются люди с богатым опытом работы в чрезвычайных ситуациях или службы в горячих точках.
Именно преподаватели с профессиональным опытом пробуждают у подростков реальный интерес к ОБЖ. В таких случаях магнетически действуют личная харизма и реальные рассказы за пределами формализма программы или учебника. Особенно интересны практические занятия, когда подростки видят уникальные навыки такого учителя в обращении с оружием, снаряжением, аптечками.
Через СВО проходит не одна сотня тысяч военнослужащих, и среди них наверняка найдется несколько десятков тысяч, которые могли бы преподавать ОБЖ (НВП) в школе после соответствующей переподготовки. После Великой Отечественной многие фронтовики работали в школах, вели не только уроки НВП, но и математику, физику, историю. Именно с фронтовиками был связан порядок и дисциплина в советских школах в 1950-60-е годы, а уход фронтовиков на пенсию совпал с началом деградации нашей школы в 1980-е годы.
В советские времена было хорошее оснащение уроков НВП, особенно в школах послевоенной постройки и формирования коллективов. В подвалах школ были действующие бомбоубежища с наглядной агитацией, подземные ходы сообщения с другими строениями гражданской обороны. В школах были тиры с мелкокалиберными пневматическими винтовками (в просторечии – мелкашками) в подвалах, по несколько охолощённых пистолетов и автоматов, гранаты и мины без взрывателей, десяток списанных противогазов и костюмов химзащиты. Во дворах школ были оборудованы полосы препятствий, или школьники ходили на такие полосы в ближайшие воинские части или подразделения милиции.
С опытными учителями и хорошим оснащением уроки НВП были самыми интересными для подростков. Отлучение от школьного тира или недопуск на полосу препятствий на базе ОМОНа за плохое поведение были действенным наказанием для трудных подростков. За мелкие шалости на других уроках такие шалуны стояли в сторонке, пока другие разбирали и собирали автоматы или одевали костюмы химзащиты. Немыслимо было тогда зависать на уроках НВП в каких-нибудь играх и игнорировать учителя.
Поэтому недостаточно просто принять обновленную программу ОБЖ (НВП), необходимо также хорошо оснастить школы. Перечисленный выше типичный советский набор для практических занятий необходимо расширить с учетом опыта СВО. В каждой школе должно быть хотя бы по несколько бронежилетов и касок разных моделей, комплектов военной формы разных сезонов, раций, хотя бы по одному простому тепловизору и прибору ночного видения, десятки муляжей разных типов мин и гранат. За время СВО отсняты тысячи официальных и неофициальных роликов о реальных боевых действиях и жизни в районах рядом с линией соприкосновения, правильная подборка которых может стать более чем наглядными пособиями.
Военные сборы и страйкбол как вершина школьной НВП
В советское время военные сборы не были такой редкостью, как в современной России. Многие юноши выезжали на двухмесячные сборы летом после 9 класса. Такие сборы были неотъемлемой частью советской культуры, многие мужчины в возрасте позитивно вспоминают сборы своей юности, а некоторые отмечают высочайшую интенсивность тех сборов.
В современной российской практике военные учебные сборы в основном проводятся для выпускников военно-учебных центров (военных кафедр) вузов, когда двухмесячные сборы становятся финалом и проверкой результатов двухлетнего обучения одновременно с освоением программы бакалавриата или магистратуры. В последнее десятилетие российские школьники выпускных классов крайне редко выезжают на учебные сборы, только с наиболее ответственными директорами, с кадетскими классами, с нацеленностью на победы на олимпиадах по ОБЖ. Хотя в 2022 году российские СМИ стали часто сообщать о проведении военных сборов юношей 10 классов, обычно в течение пяти дней, а иногда до трёх недель.
Среди нормативных документов федерального и регионального уровней можно найти учебные планы сборов для старшеклассников. Такие программы обычно повторяют по своим темам модули программы ОБЖ с большим упором на практические аспекты военных модулей. Типичный учебный план сборов включает вопросы размещения и безопасности военнослужащих, нарядов и караулов, строевой подготовки и стрельб, защиты от оружия массового поражения и медицинской помощи, сдачу нормативов по физической подготовке. Зачастую полноценно отработать указанные вопросы за одну неделю не представляется возможным, да и перечень вопросов требует расширения и актуализации, но все же сборы должны стать важнейшим элементом подготовки школьников.
Представим идеальную ситуацию: 30-60 баллов в портфолио при поступлении в вузы по результатам сдачи нормативов НВП и ГТО, а также учебные сборы в течение двух летних месяцев с возможностью улучшить подготовку и сдать эти нормативы. Для многих ребят это станет важным мотивом «зацепиться» за бюджетные места в столичных вузах или на наиболее престижных специальностях вузов своих регионов. Необходима только грамотная организация таких сборов, чтобы они не повторили судьбу ЕГЭ первых лет и не превратились в профанацию почти автоматического получения таких баллов. Хотя и треть баллов в портфолио от максимальных вполне можно давать за умеренные усилия по достижению бронзовых результатов НВП и ГТО.
Есть еще способ привлечь молодых людей к военной подготовке – через страйкбол. Сотни тысяч подростков и взрослых по всей стране прошли через увлечение этой игрой. Поясним, что «оружие» страйкбола стреляет маленькими твердыми пластиковыми шариками на расстояние от 20 до 100 метров прицельно и вдвое дальше – «навесом». Экстремалы заменяют пластиковые шарики на дробь, тюнингуют пневматику «оружия», доводят его до уровня мелкашек и так усиливают реалистичность «поражения» участников игр. «Оружие» страйкбола внешне полностью имитирует реальное, используется реальная форма и снаряжение, российское и натовское. Например, тактические очки военнослужащих, разгрузки, бронежилеты, каски, элементы камуфляжа натовского образца массово завозились в нашу страну именно энтузиастами страйкбола.
Страйкбол не следует путать с пейнтболом, где стреляют шариками с красками в разы большего размера, более четко показывающими "поражение", но с дистанциями в разы меньше страйкбола. Также не следует путать страйкбол с лазертагом, где "оружие" "стреляет" инфракрасными импульсами, и датчики на камуфляже фиксируют попадание. К тому же оборудование для лазертага является более дорогим и менее приспособленным для больших полигонов с естественным освещением.
Простые игры страйкболисты устраивают в заброшенных промышленных зонах в городской черте, сложные – на бывших военных полигонах, продолжительность варьируется от половины дня до нескольких суток. Организаторы таких игр и опытный костяк игроков выработали правила поведения для придания этим играм большей реалистичности, правила наказания откровенных «маклаутов» (как бы незамечающих попадания в них шариков). Чтобы быть успешным в таких играх, необходимо развивать навыки скрытного перемещения и маскировки, в составе малых и больших групп, в светлое и темное время суток, с применением имитаторов автоматов и гранат, на больших территориях или с интенсивными моментами, быть в хорошей физической форме.
Отдельные воинские части официально несколько раз в год устраивали страйкбольные «игры» на действующих полигонах, с использованием реальных единиц военной техники, даже с холостыми выстрелами. Например, много лет назад такие игры устраивались на полигоне в подмосковном Алабино, где сейчас работает парк «Патриот», и каждую из команд там «сопровождали» танки Т-80, самоходки «Мста», БТРы, которыми управляли опытные военнослужащие.
Вполне возможно сделать страйкбол одной из школьных олимпиад, частью военных сборов, а его элементы – элементами нормативов НВП (ГТО), давать членам команд победителей или сдавших нормативы весомые баллы в портфолио при поступлении в вузы.
Необходимо искать и другие решения, чтобы введение НВП не стало сугубо бюрократическим действием в подростковом стиле «на отвяжись».
Автор: Сергей Ануреев
Заглавное фото: nasledierf.ru