Русские Вести

Вечные истины


Виноградов Сергей, Кузьмин Александр. Логика : учебник для средней школы. — М. : Наше Завтра, 2022. — 176 с.

Теплов Борис. Психология : учебник для средней школы. — М. : Наше Завтра, 2022. — 256 с.

Переиздание «сталинских» школьных учебников и, соответственно, массовый спрос на эти учебники — бесспорное свидетельство не только их высокого качества (как «сталинские» дома), но и кризиса всей отечественной системы образования (не только в ЕГЭ здесь дело). В особенности это справедливо для учебников начальной школы, а также для учебников по тем предметам, которые впоследствии, при Хрущёве, были исключены из школьной программы, а именно по психологии и логике.

В Постановлении ЦК ВКП(б) от 3 декабря 1946 года «О преподавании логики и психологии в средней школе» (в источниках нередко ошибочно называется Постановление Совмина СССР от той же даты, но на другую тему) не только признавалось «ненормальным» отсутствие преподавания психологии и логики в средней школе, но и определялась конкретная и достаточно жёсткая программа по их внедрению. К 1 марта 1947 года предлагалось массовым тиражом издать школьный и новый вузовский учебники по логике, а к 1 июля 1947 года — по психологии. И не просто предлагалось: судя по всему, эти учебники уже были созданы (интересно, по чьей инициативе?) и после их прочтения одобрены лично И.В. Сталиным. Во всяком случае, уже в передовой статье номера «Учительской газеты» от 14 декабря 1946 года (сам текст Постановления был опубликован 10 днями ранее) говорилось: «Задача преподавания психологии весьма облегчена выходом в свет хорошего учебника по психологии, написанного проф. Б.М. Тепловым… Если Институту философии Академии наук СССР удастся создать и аналогичный по качеству учебник логики, то преподаванию обеих дисциплин в средней школе будет оказана существенная польза». Кроме того — ведь сами по себе учебники не учат, — с 1947/48 учебного года были созданы отделения логики и психологии на филологических факультетах Уральского и Азербайджанского университетов, а также дополнительные места в философских аспирантурах разного уровня: по психологии — до 100 человек, по логике — до 50 человек.

Вот наглядный пример сталинского «4D-планирования», когда все планы реализовывались при полном ресурсном и кадровом обеспечении в режиме реального времени, с чётко выбранными целями и в координации друг с другом. В уже упомянутой статье «Учительской газеты» объяснялось, что «изучение логики является превосходной тренировкой для ума, приучающей наше мышление к строгой дисциплине. Практическая польза логики в том, что она учит людей правильным суждениям, учит выводить последовательные умозаключения и добиваться строгих доказательств, столь необходимых для любой деятельности. Логика воспитывает экономию мышления, предохраняя от излишних заблуждений, бесплодных споров, возникающих при отсутствии обоснованных доказательств». То же самое справедливо и для познавания психологических закономерностей, позволяющего выявить мотивацию действий и целеполагание человека по отношению к другим людям, к обществу и к окружающему миру в целом.

Уже на этом примере видно, что сталинская «цивилизационная матрица» не предполагала какого-либо принципиального подавления и ограничения человеческой личности, а была направлена на её развитие и совершенствование, на создание общества творцов, а не общества потребителей — общества рабов и господ. Именно этой цели и служила концепция «элитного образования для всех», одним из высших проявлений которой стало введение преподавания логики и психологии в средней школе. Какая разница во взглядах с нынешними власть предержащими?! Того же Германа Грефа, например: «Как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания. В иудейской культуре каббала… три тысячи лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов и сделать их самодостаточными… Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины СМИ, которые спущены на головы?.. Так как в таком обществе жить?»

Да, первая попытка жить в таком обществе всем нам не удалась. Но она была, и весьма успешная. Состоятся ли новые попытки? Ответ: да, обязательно и неизбежно. Но этому надо учиться. В том числе — по «сталинским» учебникам логики и психологии.

Источник: zavtra.ru