Что еще стоит вернуть в школу, кроме часов по астрономии?
Новый министр образования пообещала обязательно вернуть в школьную программу астрономию — предмет, который считается лучшей прививкой от религиозного фанатизма и мракобесия. Этот шаг министра, как и обещание не нагружать школьников новыми часами по изучению «закона Божьего», наверняка оценят те, кто с тревогой наблюдает за стремительной архаизацией общества. Если, конечно, преподаватели астрономии окажутся более талантливыми, чем учителя по «Основам православной культуры».
Предложение Ольги Васильевой вернуть в школы астрономию выглядит сенсационным именно здесь и сейчас, в современной России. Где, как мы помним, в последние годы в Уголовном кодексе появилась статья «за оскорбление прав верующих», православные активисты громят выставки современного искусства, а РПЦ активно продвигает проект преподавания в школах «Основ православной культуры» с 1-го по 11-й класс, от которого, впрочем, наша система образования в итоге отказалась.
С астрономическим образованием в России сложилась парадоксальная ситуация. В XXI веке в стране, которая первой отправила человека в космос, астрономия четверть века назад фактически оказалась выдавленной из школы как ненужный предмет.
Изучение других естественных наук также сведено к минимуму — неудивительно, что научная безграмотность значительной части населения просто зашкаливает. При этом в мире именно сейчас происходит быстрое развитие прикладной астрономии и астрофизики, но Россия, к сожалению, в этих отраслях далеко не в первых рядах.
Конечно, при возвращении в школы астрономии возникнут сложности. Сейчас нет ни хороших методических материалов, ни времени на уроки, ни достаточной мотивации. А главное — крайне мало преподавателей, готовых увлечь школьников этим предметом, который не только помогает распознавать созвездия в ночном небе, но и дает представление об устройстве мира, о месте человека во вселенной, учит мечтать о высоком… Впрочем, талантливых педагогов в наших школах мало и по многим другим предметам — если новый министр придумает, как привлечь их в систему школьного образования, это будет настоящий прорыв.
Но это лишь первый шаг.
В школьной программе сегодня вообще крайне мало предметов, обучающих самостоятельному мышлению.
Но двигать вперед науку, а вместе с ней не только сырьевую экономику могут лишь люди, связно и критически мыслящие. Когда сегодня говорят, что во власти у нас сплошь тактики, а не стратеги, — это тоже признак дефицита в стране людей, которые способны просчитывать решения на три шага вперед. Если в российские школы помимо астрономии вернуть, например, логику — число их могло бы со временем возрасти. Именно этот предмет позволяет решать сложные задачи и искать неочевидные решения в самых разных областях: от культуры до политики.
Логику преподавали в российских школах и вузах, причем на довольно серьезном уровне, до 1917 года. Большевики этот предмет запретили, что, в общем, понятно — то, что произошло с огромной страной, явно не укладывалось ни в какие логические законы. Как и сегодня многие процессы в стране ставят в тупик людей, мыслящих рационально.
Удивительнее то, что преподавание логики и психологии в порядке эксперимента вернули во многие советские школы после Великой Отечественной, в 1947-м. По одной из версий, кто-то внушил Сталину, что наши потери в войну были бы много меньше, умей наши военачальники рассуждать последовательно. Да и при восстановлении разрушенного народного хозяйства понадобятся специалисты, умеющие мыслить масштабно.
Впрочем, пришедший к власти Хрущев этот эксперимент быстро свернул. И сегодня людей, которые умеют устанавливать взаимосвязи между фактами и событиями, а не тех, что воспринимают лишь готовые сюжеты со сделанным за них выводом вроде картинки на телеэкране, в России явно не хватает.
С одной стороны, малообразованными гражданами управлять легче, они многое принимают на веру, не задумываясь над доказательствами. Только внуши им, что вся власть от бога — и никакие выборы не страшны. С другой, как говорят в том же Роскосмосе, который давно лоббировал идею возвращения в школьную программу часов по астрономии, дети перестали мечтать о звездах.
Никто не хочет покорять космос, все жаждут сидеть на «трубе». При том, что сырьевая экономика — день вчерашний. А в завтрашний попадут только те страны, чьи граждане окажутся конкурентоспособны в наукоемких технологиях.
Вот тут перед руководителями страны и возникает дилемма. На выборах представителям власти куда милее граждане, не отягощенные лишними знаниями и сомнениями, а в перерывах между избирательными кампаниями куда больше пользы приносят стране те, кто умеет думать, творить, изобретать. В принципе, они вполне себе могут мирно сосуществовать, если не натравливать их специально друг на друга ради решения каких-то политических задач. Тот, кто видит в небе звезды и далекие миры, никак не мешает тому, кто видит там Бога. И наоборот.
Все остальное — от лукавых политиков.