31 июля замминистра высшего образования и науки Дмитрий Афанасьев сообщил, что в приоритетную волну было зачислено больше 6 тысяч (даже ближе к 7 тысячам) как самих участников СВО, так и их детей. Квота установлена в размере 10% от количества бюджетных мест, которых для поступления на бакалавриат и специалитет было этим летом 419 тысяч, что обеспечивает 42 тысяч мест для участников и их детей. В чем причины расхождений между плановыми 42 тысячами и фактическими 6,5 тысячами поступивших, а именно были ли 42 тысячи посчитаны с запасом на много лет вперед, нужно ли было столько мест или были другие причины низкой востребованности? Важно распределение поступивших между различными университетами, особенно количество поступивших в ведущие университеты как важная часть социального лифта участников СВО.
Льгота для детей предусмотрена Указом Президента Путина В.В. от 9 мая 2022 года № 268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов» в виде специальной квоты. Указ предусматривал поступление в рамках специальной квоты без экзаменов детей военнослужащих, получивших увечье, ранение, травму, контузию, а также в рамках квоты с экзаменами детей военнослужащих без увечья, ранения, травмы и контузии. В июне 2023 года был принят закон о включении в квоту на бюджетные места уже самих участников СВО. Помимо военнослужащих, льготу имеют сотрудники органов внутренних дел и государственные служащие, а также их дети.
Чтобы судить о реальной востребованности 6,5 тысяч или 42 тысяч мест, надо знать количество участников СВО и их детей, но таких официальных данных найти не удалось. Первоначально сообщалось, что в феврале 2022 года на границах с Украиной было сосредоточено 127 тысяч военнослужащих Минобороны и в составе частей Народной милиции ЛДНР было около 35 тысяч человек. Затем была мобилизация в ЛДНР примерно 80 тысяч человек, мобилизация по всей стране 300 тысяч человек, активное использование войск Национальной гвардии, 80 тысяч сотрудников ЧВК, 20 тысяч добровольцев. Также в СВО работает изрядное количество гражданских служащих силовых ведомств и военно-гражданских администраций. Западные средства массовой информации наиболее часто указывали на примерно 500 тысяч участников по всем силовым ведомствам и во всех регионах зоны боевых действий. Ещё люди прошли через СВО по ротации или по краткосрочным контрактам, уже вернулись домой, и тогда прошедших через СВО и проходящих сейчас службу может быть до 1 млн чел.
Оттолкнемся от демографических данных Росстата. В возрасте 18 лет Росстат показывает 1,5 млн молодых людей, которые понимаются как основа поступающих, из которых только 0,4% воспользовались льготами. В возрасте от 20 до 50 лет Росстат указывает на 60,5 млн чел, причем возрастная группа 20-24 самая малочисленная (6,8 млн) и 35-39 самая многочисленная (12,5 млн чел). Контрактники Вооруженных сил и служащие Росгвардии в основном до 30 лет, мобилизованные и добровольцы в основном после 30.
Предположим примерно равное распределение участников СВО по возрасту, даже несмотря на демографическое преобладание более возрастных. Молодые участники сами могут поступать в университеты, а участники в зрелом возрасте могут уже иметь детей в возрасте поступления. Если в СВО участвует 500 тысяч человек или 0,84% от всего населения 20-50 лет, то поступивших могло быть примерно столько же в процентном отношении, т.е. 13 тыс чел или вдвое больше фактически воспользовавшихся квотами. Если через СВО прошло и находится 1 млн человек, то это уже 1,7% всех взрослых и поступающих, а в рамках квот должно быть уже 25 тысяч поступивших. Эти 25 тысяч заметно ближе к выделенным 42 тысячам мест, чем к фактическим 6,5 тысячам.
При подготовке этой статьи были просмотрены приказы о зачислении 30 университетов с самым большим количеством бюджетных мест, включая столичные и региональные. Количество мест бралось из рейтинга 2022 года, поскольку он был доступен на одном сайте в простой таблице, с допущением небольших непринципиальных изменений к 2023 году. Пять из этих университетов не опубликовали приказы о зачислении в доступной форме, а часть столичных университетов после второго десятка рейтинга была заменена на региональные для большего охвата выборки. Просмотр облегчал тот факт, что зачисленные по отдельной квоте были в приказах по номерам заявлений, а остальные зачисленные – по номерам СНИЛС, которые визуально отличаются.
Оказался существенный недобор поступающих по квотам в каждом из просмотренных университетов, чуть лучше в престижных столичных университетах и заметно меньше в региональных. Впрочем, среди столичных университетов есть с непонятно малым фактическим заполнением квот, а среди региональных есть чуть более высокое заполнение квот при общем низком уровне. Многие абитуриенты обычно желают поступить или хотя бы попробовать в ведущие столичные университеты, но почему-то даже в таких случился явный недобор по выделенным квотам. Прилично из числа региональных выглядели ведущие университеты в крупных городах с хорошими рейтингами по баллам ЕГЭ, а университеты попроще с низкими баллами ЕГЭ были почти совсем проигнорированы участниками СВО и их детьми.
Высшая школа экономики зачислила по квоте 118 человек при 254 местах под эти квоты, что фактически составило 4,6% бюджетных мест вместо 10%. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова зачислил 85 человек при квоте 393 человека, т.е. 2,2%. Санкт-Петербургский государственный университет зачислил 67 человек при 217 квотных местах или 3,1%. МГТУ имени Баумана зачислил 84 человека на 366 мест или 2,3%. Санкт-Петербургский политехнический зачислил только 15 человек при квоте 327, заполнив квоту только на 0,5%. Санкт-Петербургский Горный зачислил 70 человек на квоту 189 человек или приличные на фоне других 3,7%. МИРЭА зачислил 73 человека при 290 квотных места или 2,5%, а МЭИ только 25 на 233 квотных места или 1,1%. Медицинский университет имени Пирогова зачислил 36 человек при 164 квотных местах и использовал эти места на 2,2%.
Из региональных университетов относительно прилично заполнил квоты Дальневосточный федеральный университет, зачислив 120 человек при квоте 308 или 3,9%. Казанский федеральный университет зачислил 85 человек при квоте 294 человека или 2,9%. Северо-восточный федеральный университет (Якутск) зачислил 69 человек при квоте 237 или 2,9%. Белгородский государственный научно-исследовательский университет зачислил 37 при квоте 135 или 2,8%. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) зачислил 2,6%, Уральский – 2,2%, Сибирский – 1,8%, Крымский – 1,2%. Тульский государственный университет зачислил 34 человека при квоте 142 или 2,4%, Вятский – 1,9%, Чеченский – 1,8%, Новгородский – 1%, Алтайский – 0,9%, Орловский 0,9%. Сибирский (Томский) медицинский университет использовал квоту на 2,8%.
Критикам этой статьи следует сразу ответить на несколько возможных замечаний. За базу квотных мест брался 2022 год, но ежегодно количество бюджетных мест и вытекающее из них количество квотных мест меняется незначительно, особенно по совокупности более 20 просмотренных университетов. Арифметические ошибки возможны (поскольку подсчёт вёлся исключительно вручную), но на единицы зачисленных, никак не на десятки или сотни. Возможность не заметить какие-либо приказы или «заблудиться» в их большом количестве несущественна, поскольку просмотр делался после зачисления небольшой доли по квотам ещё до приказов о зачислении основной волны бюджетников. Хотя профессиональные бюрократы с помощью ведомственных баз данных дадут более точные данные, но не отменяющие основные вопросы.
Вряд ли поступающие испугались сложности обучения в столичных университетах, особенно самых престижных. В МГУ и СПБГУ нужно сдавать дополнительный экзамен, но эти университеты набирают платных студентов с посильными минимальными баллами. Высшая школа экономики оказалась в лидерах среди столичных университетов по доле зачисленных в рамках отдельной квоты. Вообще без вступительных экзаменов (по ранению и др.) в крупные столичные вузы зачислили примерно каждого пятого поступившего по квоте или всего около 30 человек. Сложно себе представить, что поступающие дружно испугались даже таких университетов, как Бауманка или Московский энергетический (МЭИ), где на инженерные специальности проходной балл около 70 из 100 в среднем по каждому предмету.
Поступающие могли столкнуться с многообразием программ и их названий, но даже по классическим востребованным программам не полностью заполнены квоты. Действительно, перечень программ может исчисляться 150-200 позициями, особенно в региональных университетах, с выделением 1-2 групп по 20-50 человек на каждую программу, а значит и буквально считанных 2-4 квотных мест. По впечатлению от списков зачисленных действительно получается, что поступающие в основном игнорировали неологизмы (например, инноватику), педагогические, медицинские (в немедицинских университетах) и инженерные программы. Относительно больше оказались заполнены программы с большим количеством групп и с классическими названиями в области программирования, юриспруденции и экономики, но даже эти программы заполнили в среднем примерно половину квотных мест.
Важной возможной причиной невостребованности квот может быть недостаточная информированность военнослужащих о реальности получения этих льгот. Указ о детях участников СВО был принят больше года назад, но закон по самим участникам был принят буквально за месяц до завершения приема, и вряд ли много участников смогло оперативно поменять свои жизненные планы за этот месяц. Не побывав непосредственно во многих частях и военкоматах, трудно сделать правильный вывод о том, сколько участников СВО понимало возможности и особенно реальности поступления в рамках квот. Военнослужащие объективно заняты сложным и рисковым делом при минимуме доступа к средствам массовой информации. Могли объективно испытывать трудности с пониманием реальности поступления в рамках квот жены и особенно сами дети военнослужащих.
Отдельный вопрос - справка по особой форме об участии в СВО, которую необходимо предоставить при поступлении. Форму этой справки разработало Минобрнауки, но подписывать ее должны командиры или военкомы. РИА Новости выпустило заметку 10 июля под заголовком «Почему справка участника СВО «не работает» в вузах Севастополя». Несколько важных цитат из этой заметки: «в их воинской части вообще не в курсе, что такие справки надо делать»; «я отправил эту справку в Министерство науки и высшего образования – пусть смотрят, дадут добро по такой принимать – буду принимать». Депутат Государственной думы от «Справедливой России» Дмитрий Гусев сообщал 6 июля, что «Министерство образования разработало образец этой справки, однако у военкоматов своя форма документов, которую в вузах не принимают, военкомы справки по форме вуза подписывать отказываются, а вузы военкомовские справки не берут».
Средства массовой информации дружно сообщали о 900 обращениях, поступивших в Минобрнауки по таким вопросам, а Минобрнауки даже выпустило отдельное разъяснение 15 июля, что могут быть использованы справки, даже если они не соответствуют рекомендуемой форме. Если поступающий обращается в Минобрнауки, значит ситуация с его документами острая и никак не разрешается на уровне приемных комиссий университетов. Получается, что в Минобрнауки обратился примерно каждый седьмой поступающий, хотя обычно документы просто подгружаются, и вопросы возникают в единичных случаях на сотни поступающих. Эти 900 хотя бы попытались получить справку, а сколько столкнулись с бюрократией и опустили руки?
Очень хотелось бы от Минобрнауки анализа деталей фактических результатов поступлений этого года, а от силовых ведомств – помощи этому министерству в анализе потенциального количества поступающих. В средствах массовой информации не так просто найти статистику зачислений детей участников СВО 2022 года, и возможно количество зачисленных тогда было ещё меньше. Всего несколько опытных сотрудников министерства примерно за месяц могут проанализировать результаты зачисления этого года и сделать льготу белее работоспособной, касающейся десятков тысяч участников СВО и их детей ежегодно.
P.S. В 2023 году квоту, первоначально введенную для детей участников СВО, расширили и на детей участников других военных конфликтов. В России насчитывается около 1,6 миллиона ветеранов боевых действий (такие данные представлял в 2020 году первый зампредседателя Комитета Госдумы по обороне Александр Шерин). Участников конфликтов в Афганистане, Чечне и Сирии по сравнению с СВО в зрелом возрасте должно быть намного больше по объективным причинам сроков тех конфликтов, а значит и больше детей участников в возрасте поступления в университеты. Поэтому контингент поступающих должен быть ближе к плановым 42 тысячам мест по отдельной квоте, чем к количеству фактически зачисленных.
Алексей Гончаров
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС