История вопроса
Распространение коронавируса нового типа заставляет пересмотреть подходы к отношениям между гражданами в различных сферах жизни. Не исключением является и сфера образования.
Под предлогом обеспечения безопасности обучающихся всё активнее звучат идеи о введении цифрового образования без непосредственного контакта людей в процессе обучения.
При этом некоторые эксперты утверждают, что образование нельзя сводить к простому получению информации и определенного объема знаний. Это еще и процесс формирования личности — при том что социально активную и творческую личность невозможно сформировать без живого общения обучающихся между собой и с преподавателями.
В России правительством подготовлено постановление «О проведении в 2020 — 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». Эксперимент по внедрению цифрового обучения должен пройти в 14 регионах нашей страны.
Данные планы властей вызывают обеспокоенность у родительского сообщества, несмотря на все заверения властей, что в рамках эксперимента произойдет переоснащение образовательных учреждений и будут доработаны дистанционные форматы и программы обучения.
Шквал критических комментариев о системе Цифровой образовательной среды (ЦОС) опубликовали родители Калужской области в группе «Министерство образования Калужской области» в социальной сети «ВКонтакте» 7 октября.
Под постом регионального ведомства об открытии новой лаборатории цифровой образовательной среды в Мятлевской школе имени А. Ф. Иванова в Износковском районе Калужской области развязалась дискуссия о пагубности проекта по внедрению ЦОС в Калужской области и России.
Практически все комментарии под публикацией, за исключением ответов министерства, заключались в критике системы ЦОС. Представители родительской общественности приводили выдержки из научных исследований о вредном воздействии компьютерной техники на физическое и психологическое здоровье детей.
Они также обращались к региональному ведомству с просьбой выразить свое отношение к этим данным, прокомментировать выводы ученых или предоставить общественности данные исследований, доказывающих безопасность внедряемых нововведений для здоровья детей.
При этом четко поставленные вопросы и предложения обеспокоенных родителей прокомментировать научные данные представителем министерства образования Калужской области подчеркнуто игнорировались, а ответы ведомства носили вызывающе издевательский или крайне формалистский характер.
Пользователь под именем «Катерина Павлова» заявила об опасности для здоровья детей длительного воздействия компьютерной техники и электромагнитных излучений и задала вопрос о причинах сокрытия этой информации со стороны сторонников внедрения ЦОС.

В ответ на это представитель ведомства указал на то, что пользователь также пишет своей комментарий с опасного устройства.
На комментарий пользователей о том, что министр образования Калужской области обещал не проводить эксперименты с электронным образованием в регионе, представитель ведомства ответил, что «это просто компьютеры в кабинете. Никаких цифровых платформ нет».

В ответ на критику постоянных реформ и необходимость возврата к показавшей свою эффективность советской системе образования представитель ведомства намекнул, что не такое оно и хорошее, раз те, кто учился по советской системе затем отдали свои деньги в финансовые пирамиды.

Напомним, с 1 сентября 2020 года в 14 регионах России проводится эксперимент по внедрению в общеобразовательных учреждениях цифровой образовательной среды. Эксперимент предполагает развертывание в качестве основы образовательного процесса компьютерной информационной среды.
Многие специалисты заявляют, что данная система наносит непоправимый вред физическому, психологическому здоровью детей, и окончательно уничтожит систему нормального образования детей в России.