Русские Вести

«Устами младенцев»…


Институт прогрессивного образования опубликовал результаты исследования, где указано, какие учебные предметы, по мнению школьников, не нужны. В немилость у подростков попали: технология, астрономия, основы религиозной культуры, ОБЖ, краеведение, рисование и музыка. В то же время школьники хотят учиться танцам и финансовой грамотности. Стоит ли прислушаться к мнению школьников? 

Содержание образования всегда и во все времена менялось – в связи с научными открытиями, с появлением новых технологий и т.п. Видоизменять программы, добавлять новые предметы, стремясь уложиться в те же учебные сроки, при всём желании – невозможно. Поэтому руководители от образования вынуждены выбирать самое необходимое. Тем более в наше время, когда объём знаний стремительно растёт. Отбор учебных предметов происходит по принципу: учить тому, что пригодится для практической жизни. Без астрономии прожить можно, а вот без знания грамоты и счёта – никак нельзя.

О предмете ОБЖ. С малых лет родители и так учат детей оберегать свою жизнь. Правилам безопасного поведения учат и в детском саду. Из школьной программы предмет, действительно, можно и убрать. Вместо него подростки хотят научиться танцевать. А почему бы и нет? Уроки ритмики соединяют в себе и музыкальное образование, и физическое развитие. Неслучайно в программе обучения детей российских императоров и дворян всегда были танцы. Нынешние школьники страдают от гиподинамии. Ритмика восполнит недостаток движения.

Небольшая часть высказалась против рисования. С этим, конечно, трудно согласиться. Педагоги знают, что рисование – самый важный предмет в раннем возрасте. Для детей – это не только творчество, средство выражения своего восприятия мира в объёме и цвете. Работа карандашом и кисточкой готовит руки к более точным и мелким движениям, что важно при написании букв и цифр. В начальной школе уроки труда и рисования – больше других способствуют развитию воображения, знакомят с основами геометрии и доставляют детям огромную радость.

На втором месте по ненужности у школьников Технология. Неудивительно. Предмет теоретический, без практической основы.

Раньше, до середины девяностых прошлого века, был предмет Трудовое обучение. Девочки изучали швейные машинки и шитьё, инструменты и технику для кулинарии, приготовление различных блюд, уход за домом. Мальчики учились работать ручными инструментами и на станках, изучали свойства материалов и основы техники.

После перестройки и развала промышленности содержать школьные мастерские, швейные и кулинарные кабинеты без помощи шефов школам стало сложно. Чтобы хоть как-то спасти трудовое обучение Академия педагогических наук и придумала Технологию. Надеялись на лучшие времена, когда можно будет всё вернуть на свои места.

Дети и подростки любили уроки труда, потому что получали на них жизненно важные знания и умения. Они охотно учились делать полезные вещи. Девочки восьмых и девятых классов уже могли сшить себе платье и прийти в нём на школьный Ситцевый бал, который проводился по традиции 8 марта. Некоторые их творения, по конструкции и стилю, были шедеврами!

Мальчишки делали для школы совки для уборки мусора, черенки для лопат, щёток, штакетники для забора, петли для стендов, даже инструменты, которыми работали в мастерских. Вот их неполный перечень: чертилки, керны, зубила, молотки, рубанки, тяпки и многое другое. Знания и умения, полученные на уроках труда, были хорошей базой для освоения разных рабочих профессий. Главное – подростки получали необходимое трудовое воспитание, приобщались к технике, учились чертёжному делу. Они практически и психологически были готовы к физической работе.

Пришло время вернуть трудовое обучение в школу. Учителей подготовить для ведения уроков труда. Наладить производство инструментов и станков. Через три-четыре года, глядишь, предмет начнёт возрождаться. Это особенно важно сейчас, когда увлечение компьютерными играми у ребят стало почти болезнью.

Стране всегда нужны квалифицированные специалисты. А трудовое обучение будет воспитывать «эту привычку к труду благородную», о важности которой писал Н.А. Некрасов.

Многие ребята предлагают включить в школьную программу изучение финансов и основ бизнеса. И это тоже правильно. Десятиклассников статус школьников уже тяготит. Они хотят скорее получить статус студентов. И почему бы не пойти навстречу их взрослому желанию?

Старшие классы можно сделать колледжами по профилям: гуманитарным и техническим, физико-математическим, химико-биологическим, с обязательным изучением специальности. Вот там и ввести курс по финансам и основам бизнеса. И, что особенно важно, в колледжах все должны изучить профессию – необходимое условие для самостоятельности.

Образованию детей полезно поучиться у российских императоров. Программа обучения их детей включала три направления: физическое развитие, общеобразовательное и специальное. Лучший пример – образование Александра II.

Его, как и всех наследников, обучали по особой программе. Николай I попросил составить её поэта Василия Жуковского. Жуковский, в свою очередь, отправился в Швейцарию, познакомиться с педагогическими идеями педагога Песталоцци. После серьёзной проработки, предложил свою программу из трёх ступеней. Написал перечень книг, которые должен прочитать наследник. Главный упор сделал на историю. К обучению наукам, фехтованию, верховой езде и танцам привлекли лучших педагогов и учёных. Все они отмечали усердие ученика.

В 16 лет, по достижении совершеннолетия, наследник был настолько подготовлен, что его уже допустили к заседаниям в Госсовете и Совете министров. В 18 лет Александр начал путешествия. Первое он совершил на Урал и в Сибирь. Николай Павлович написал сыну инструкцию к поездке. В каждом городе Александр должен был посещать заводы, учебные заведения, госпитали, дома призрения и тюрьмы. Развлечения ограничивались. Александр встречался с каторжанами-декабристами. Вернувшись, просил отца ослабить их режим. Затем последовало путешествие в Европу. Путешествия расширили кругозор наследника.

Дальнейшее образование Александра вели государственные деятели. Финансам будущего императора обучал министр финансов Евгений Канкрин, военной стратегии – генерал Генрих Жомини, с деятельностью Генерального штаба знакомил полковник Мердер, государственному законодательству обучал автор многих законов – Михаил Сперанский. В напутствие будущему императору Жуковский написал: «Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом».

…После отречения Николая II от царствования, Россией правили люди, увы, не имевшие государственного образования. Результаты правления СССР и РФ партийными функционерами, не обученных мыслить по-государственному, привели к разрушению великой страны. И это ещё раз доказывает, как важно образование общее и профессиональное. 

Владимир Петрович Семенихин

Источник: www.stoletie.ru