Уроки нового времени. Чему на самом деле нужно учить в школе


Самая обычная среднеобразовательная школа остается в глазах очень многих россиян чуть ли не последним бастионом, еще не сданным незримому врагу, а защищать ее от любых поползновений реформаторов - есть священный долг и обязанность каждого гражданина. Правда, при ближайшем рассмотрении выяснится, что имя у врага все же есть, и оно очень простое - современность. А с момента, когда советская система образования была лучшей в мире, прошло целых 30 лет. А заодно выяснится, что от той самой хваленой советской системы образования в нынешней российской школе практически ничего не осталось.

В новостях этой недели всплыли сразу две темы, которые касаются школьного образования в России. Первая - якобы включение понятия «патриотизм» в школьную программу, чему не обрадовались условные либералы. Вторая - преподавание новой дисциплины под названием «финансовая грамотность», что несколько обескуражило условных патриотов. Нужны ли эти два предмета Новой России?

На самом деле, есть какая-то ирония в том, что эти два инфоповода попали в информационное пространство почти одновременно, рядышком. Потому как и с одним, и с другим у нас в стране и правда большие проблемы.

Для начала уточним: предмет «финансовая грамотность» - это не отдельный предмет, а дисциплина, то есть понятие об этой самой грамотности будет изучаться в рамках какого-то другого предмета, и то не долго.

Патриотизм, в свою очередь, который «якобы» включили в федеральные общегосударственные стандарты, на самом деле уже давно там был, просто в виде бумажки это оформилось лишь недавно. Так что новости на самом деле тут никакой и нет.

Для того, чтобы понять, что не так в России с преподаванием этого самого патриотизма, достаточно задуматься над тем, что для современной молодежи куда более узнаваемыми будут гимн США и Имперский марш из «Звездных войн», нежели наш, российский. Поставь россиянам «Марсельезу», «Интернационал» или «Боже, Царя храни» - скорее всего, обыватель их даже не узнает.

Можно ли вообще научить патриотизму, прививая любовь к флагу своей страны? Разучивая слова гимна? Вырабатывая привычку вставать при его исполнении? Достаточно чуть более внимательным взглядом присмотреться к антуражу голливудских блокбастеров и американских мультфильмов, чтобы понять: не просто можно. Именно так патриотизму и учат. Британская культурная продукция тоже сгодится. Юнион джек - сам по себе бренд, притом весьма хорошо продаваемый. Надо ли пояснять, что легкий и незаметный патриотизм к Британии все-таки входит в комплект?

Правда, чтобы учить патриотизму, нужно, чтобы даваемые в школе знания как-то подкреплялись тем, что ученики видят вокруг себя за пределами школьных стен. И тут как раз очень пригодилась бы пропаганда. Не та, ужасная. А настоящая, правильная. Ведь не может быть, чтобы у нас в стране совсем все было плохо - это, к слову, тоже пропаганда.

Но если в качестве хорошего кейса школьникам демонстрируют кейс Дани Милохина, а не победителей мировых престижнейших олимпиад, тут повод задуматься. А если вспомнить, что одним из самых ярых вторженцев в образование у нас является Герман Греф, за что его давно и по делу ругает родительская общественность, и это его «Сбер» позвал Милохина на ПМЭФ, то становится совсем грустно.

Доподлинно неизвестно, благодаря Грефу ли школьников будут обучать финансовой грамотности. В общем и целом, дело-то хорошее: деньги - это всего-навсего ресурс, а не цель, смысл или проклятие жизни. Если уметь им управлять, то жить будет проще. А то ведь вроде 30 лет прошло с тех пор, как к нам пришла рыночная экономика. Но до сих пор люди верят в финансовые пирамиды, с легкостью переводят деньги незнакомцам и отдают последние гробовые. Многочисленные форексы - в ту же степь. Если бы наши граждане умели считать свои деньги, у них было бы меньше вопросов к самим себе в будущем - на что я буду жить на пенсии, и больше вопросов к государству - какого хрена вы так бездарно тратите наши деньги.

Хотелось бы надеяться, что конечной целью введения данной дисциплины будет повышение уровня финансовой грамотности россиян, а не умение правильно заполнять налоговые декларации и заявки на кредиты. Потому как один очень важный для России предмет - основы православной культуры - мы уже слили, получив вместо потенциально очень важного и интересного культурологического предмета весьма слабый и посредственный курс и еще кучу невнятных дисциплин, никому на самом деле не нужных.

Потому как именно через этот предмет и можно было бы учить детей настоящему патриотизму, глубинному, не казенному, не формальному. Через понимание, в чем вообще суть нашей культуры, и кто такие русские. Почему мы такие, и какие мы на самом деле, если отбросить идеологическую шелуху. Формулу этого патриотизма вывел еще Лев Толстой в романе «Война и Мир». Нет, это не про «безнравственное чувство». А про совсем другое - то, чего в современной России очень сильно не достает.

Запутали? Ответ не скажем. Разгадка - в романе. Наверное, самое время перечитать.

Мария Кузьмина
 

Источник: rusplt.ru