Русские Вести

Учитель — не менеджер документооборота


Недавнюю инициативу депутатов, ошеломившую не только педагогическое сообщество, стоит рассматривать как искусственно сопряженную с нехваткой педагогических кадров. Речь о новом законопроекте, внесенном в Госдуму, который может разрешить бывшим заключенным устраиваться на работу учителями или тренерами. Невероятность события побудила услышать мнение «простых», как нас называют чиновники и депутаты, граждан. С опытом учительства и без оного, с педагогическим образованием, с учеными степенями, званиями и без. Ответы удивили единогласием: вместо бывших осужденных отправить в школы депутатов. Все респонденты однозначно оценили эту инициативу как снижение образовательной «планки».

В судьбоносный для страны период преступно снижать требования к выпускникам, навязывая «функциональную грамотность» и навыки использования компьютера в качестве вершины школьных достижений. Необходимо четко сформулировать, можно сказать, в бронзе отлить, сверхцель отечественной системы образования — создание условий для формирования целостной картины мира Гражданина России.

Кадровые беды в системе образования известны давно. Острый дефицит высокопрофессиональных педагогов уже не исправить ни радикально измененной системой стимулирования, ни курсами повышения квалификации, ни улучшенными условиями труда. Необходимость такого рода мер сомнений не вызывает, но это частности.

Системообразующим фактором методологии развития образования является его сверхцель, которая должна определять содержание и формы обучения, воспитания и развития на всех уровнях. А также экспертизу инициатив и нововведений, оценку профессионально важных качеств руководящего состава, принятие решений о поддержке научных школ, ревизию учебников и учебно-методической литературы.

Настоящих профессионалов сейчас катастрофически не хватает в любой сфере, а не только в педагогической среде. Причины кроются в снижении качества как обучения и воспитания, так и развития школьников и студентов в течение последних трех десятков лет.

90-е годы «отметились» разрушением фундаментальной университетской подготовки. Базовые дисциплины сокращались, а затем и вовсе исчезали из учебных планов. Параллельно во многих вузах уничтожалась лабораторная база. Можно ли считать профессионалом учителя химии, который за период обучения и пробирку в руках не держал?

Проблемы школьного образования со всей очевидностью обнажились в нулевые годы. Вузовские преподаватели изумлялись безграмотности абитуриентов, отсутствию базовых знаний при хороших баллах по итогам ЕГЭ. А затем, примерно с 2011 года, страну накрыла волна чудовищных преступлений школьников по отношению к учителям. Помню сухую (без осуждения) информацию в новостях того времени: старшеклассники выложили в интернет свои издевательства над учительницей физкультуры. На следующий день моя лекция в психолого-педагогическом университете началась с просьбы студентов: «Любовь Валерьевна! Как к этому событию относиться? Мы хотим ваше мнение знать». И тогда, и сейчас уверена, что тот вопиющий случай должен был стать последним криминалом в нашей школьной действительности. но не стал. Крайне важно было не только хулиганов и их родителей наказать, руководителей школы и районного отдела образования уволить, но и школу расформировать. Именно роспуск школы показался моим студентам чрезмерным наказанием: что, из-за двух-трех зверьков должны страдать все? Да, ответила я, иначе не искоренить, и происшествия будут расти как снежный ком.

Об отсутствии в современной школе полноценного обучения и воспитания как формирования смысложизненных ориентиров написано много и убедительно. Но, несмотря на здравомыслие оставшихся в системе профессионалов и однозначное общественное мнение, результативность школьного образования опустилась в последние годы на качественно иной уровень. Впору ставить вопрос о повсеместном образовании с приставкой «как бы», иначе говоря — об имитации учебного процесса. Всё чаще и чаще встречаются примеры отсутствия самостоятельности мышления, а значит — и поведения вчерашних школьников. Ллогически продумать даже несколько шагов и сделать адекватный вывод оказывается не под силу даже выпускникам-хорошистам. Это плохой симптом. Он означает, что содержание и методы школьного обучения не только не обеспечивают формирования высших психических функций, но и тормозят естественный ход их развития, ибо к концу подростково-юношеского периода понятийное мышление при соответствующем обучении должно появиться. Установки «думать» нет, есть известная практика: как найти нужный ответ в интернете.

Свежий пример. Часа полтора подробно обсуждаем детали памятника в соответствующей конторе с вежливой девушкой лет 25 . Фотографии прабабушки и прадедушки с сопроводительным письмом и с подписями (!) отправляю по электронной почте. И вдруг звонок: « А как я пойму: кто есть кто? У них же и фамилии, и инициалы совпадают». Сквозь смех и слезы : « Бабушка в платочке — это... Дедушка с бородой — это …». Пересказала диалог коллегам, никто не удивился. Добавлю, что за время нашего непосредственного взаимодействия я не заметила каких-то выраженных патопсихологических проявлений в поведении этой девушки.

Проблемы в системе образования множатся и укореняются, но решать их придется, иначе страну потеряем. «Клубок» образовательных, социокультурных и кадровых проблем можно распутать при наличии национально – ориентированной подготовки учителей.

Переосмысление содержания обучения, воспитания и развития студентов педагогических вузов относится к тем преобразованиям, которые нельзя отложить на потом. Можно принимать/отменять зарубежные подходы, до бесконечности спускать вузам обновленные циркуляры, создавать академии и наращивать вал публикаций, но качество подготовки педагога, если не анализировать причины сложившегося положения, не изменится.

Азбука позитивных преобразований в любой сфере — изучить реальное положение дел и обнажить противоречия. Противоречия между имеющимся и необходимым.

Руководство страны справедливо озаботилось отсутствием системной картины образования учителей. Опубликована Концепция подготовки педагогических кадров на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. Обозначены следующие проблемы:

— дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях;

— разрыв между темпом обновления содержания и инфраструктуры педагогической подготовки и темпом обновления общего образования;

— дефицит опережающих научных исследований в сфере образования.

Указаны и другие симптомы «болезни», но симптомы не равноценны диагнозу. Ключевое противоречие: несоответствие подготовки выпускника педвуза запросам общества и государства, — в Концепции скромно упоминается среди прочих.

Основной запрос государства к образованию и сверхзадача образовательной системы: обеспечить не только безопасность государства за счет профессионализма, творчества и созидательной активности граждан, но и создать фундамент сохранения Отечества на все времена. Именно эта сверхцель и не прописана в столь важном для страны документе. А без четкой формулировки смысла существования и развития образовательной системы и ее базового компонента — подготовки учителей, проблемы, явные и скрытые, неминуемо будут нарастать. Неочевидные для внешнего наблюдателя противоречия ширятся и углубляются с каждым годом.

Наприер, между декларируемой ориентацией государства на повышение качества образования и желанием руководящих органов снизить «нагрузку» на бюджет. Судя по состоянию лабораторной базы, организации практики студентов и по зарплатам учителей и преподавателей (не из начальственного пула) образование относится именно к «нагрузочным» расходам.

Между ценностными ориентирами неуклонно снижающегося количества профессионалов и материальной выгодой растущей массы имитаторов как научной, так и образовательной деятельности. И это — лишь верхушка айсберга.

Заявленные в новой концепции задачи педагогического образования — благие и хорошо известные. От обеспечения «единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей» до развития «кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров». Но какова нужда в повторении этих правильных словосочетаний без обсуждения главных вопросов: чему учим, как учим и ради чего учим будущих педагогов?

Именно этим фундаментальным проблемам, а не констатации дефицита учителей, и должна быть посвящена Концепция развития педагогического образования. Главная забота методологов образования — обоснование задач, содержания и форм учебно-воспитательного процесса в педагогических университетах и колледжах. Основополагающие ответы на эти вопросы могут быть получены при наличии новой теории российского образования, которое обязано быть национально-ориентированным.

Теоретическое осмысление национальной направленности обучения, воспитания и развития личности должно воплотиться в обосновании условий, необходимых для формирования картины мира гражданина нашего отечества. Содержание школьного, дошкольного и послешкольного образования и его формы должны быть подчинены таким образом сформулированной сверх цели. Степень соответствия педагогического образования сверхзадаче существования этой сферы будет определять качество подготовки учителей. Это означает, что образование педагогов должно наполниться соответствующим содержанием.

Если не концентрироваться на пересмотре сверхзадач существования учительских институтов, учебников и учебных планов педагогического образования, то хождения по кругу с принятием «новых» концепций продолжатся. Надо полагать, что Президент, издавая Указ « О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» ( № 474 от 21 июля 2020 г.), отчетливо представлял , что целеполагание каждой сферы хозяйствования наполнится соответствующей конкретикой. В Концепции подготовки педагогических кадров раскрытие сущности национального образования подменяется частотой употребления этого слова. В заглавном абзаце три раза повторяется, что цели, как и система образования в целом, должны быть национальными. Но частота упоминания этого определения не компенсирует отсутствие в тексте документа соответствующих признаков.

Разворот к российским ценностным ориентирам обеспечивается не цифровизацией всего и вся и не открытием новых магистерских программ, обозначенных в Концепции в качестве задач педагогического образования, а содержанием учебников и учебно-методической литературы, которые грифует Министерство просвещения. «Распространение сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования» необходимо рассматривать как агрессивное навязывание псевдообучения или наихудшего варианта заочного обучения, которое ограничивается обменом репликами в виртуальной среде.

Нельзя не отметить и второй аспект этой тревожной тенденции. Еще 20 лет назад появились экспериментальные исследования, доказавшие отрицательное влияние на когнитивные способности школьников и студентов длительного и систематического погружения в виртуальную реальность. Страдают долговременная память, логическое мышление, способности к предвосхищению событий и произвольность поведения в целом.

Учитель — не менеджер документооборота с учениками и родителями, он обязан быть ЛИЧНОСТЬЮ для того, чтобы воспитать личность на основе и с учетом ее индивидуального своеобразия. Можно ли понять и почувствовать индивидуальность ребенка без непосредственного взаимодействия с ним? В педагогические университеты необходимо вернуть учебно-воспитательный процесс в настоящем значении этого понятия.

Во-первых, обеспечить получение фундаментальных знаний по предмету; во-вторых, принципиально переосмыслить психолого-педагогическую подготовку; в-третьих, развернуть культурологическое воспитание будущих педагогов с обязательным курсом по краеведению. Глубина погружения студентов в конкретную научную отрасль обеспечивается предметными кафедрами с наличием полноценных научных школ, ресурсами их развития и создания новых.

В последние десятилетия предметные кафедры в педвузах закрывались или объединялись, но появлялись и новые: например, кафедры древнерусской литературы или методики преподавания математики уничтожались, а открывались кафедры информационных технологий или менеджмента. Профессионалов увольняли и дискриминировали, тем самым обескровив многие факультеты.

Требуется ювелирная работа ректорского корпуса по привлечению в педвузы незаурядных ученых, создавших теории и методы, подходы и методики, одним словом, имеющих по-настоящему авторские разработки. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей нуждается в принципиально иной методологии, объединяющей педагогов, методистов и психологов в единые курсы по обучению, воспитанию и развитию ребенка.

Педагоги, психологи и методисты охотнее выбирают параллельное существование, чем совместную подготовку студентов. Однажды студенты третьего курса попросили меня прочитать педагогику. Оказалось, что помимо всех основных психологических курсов я должна прочитать и курс по выбору. Назвав студентам десятка два психологических тем, слышу: «Прочитайте нам педагогику". «Вам же ее читали года полтора?». «Нам ее читали два года, но мы не поняли ничего». Приступив к выполнению вновь отрывшейся обязанности, с удивлением обнаружила, что студенты третьего курса сильного в прошлом факультета далеко не рядового педвуза не знают фамилии Песталоцци, а в качестве основного дидактического принципа называют сознательность. Отмечу, что рассматривать «сознательность» в качестве дидактического принципа равноценно приравниванию прямохождения к основной способности освоения бальных танцев.

Вместо разрозненных курсов по психологии, педагогике и методике надо переходить к такой работе, при которой психология обосновывает дидактику, а та, в свою очередь, методику с приблизительным названием: «Психология, теория и методика преподавания (конкретного предмета)». Это потребует больших интеллектуальных и организационных усилий, но других вариантов поднять качество школьного образования не просматривается.

Культурологически - краеведческая подготовка будущего педагога является одним из условий воспитания чувственной сферы ребенка. Знающий и любящий свой край учитель сумеет передать свое отношение к родной земле ученикам, разъясняя: какая жизнь была ранее на этом кусочке земли, кто воздвиг эти памятники, по чьей инициативе и по какому поводу, почему это здание считается памятником архитектуры, каким ремеслом занимались в окрестностях, и т.д.

Содержание общекультурной подготовки должно быть связано с предметным и психолого-педагогическим обучением единой направленностью отечественного образования на формирование гражданского мировоззрения созидателя, творца и защитника. Пересмотр содержания и форм педагогического образования в этом направлении может свидетельствовать о приостановке предпродажной подготовки страны, о чем открыто беспокоятся понимающие степень деградации нашего образования профессионалы.

Автор: Любовь Черемошкина, профессор, доктор психологических наук

Заглавное изображение: «Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского» (1895). Художник Николай Богданов-Бельский

Источник: zavtra.ru