Школьное образование в России отстало от мирового уровня как минимум на 10 лет.
Вчера выпускники школ и абитуриенты по всей России сдали ЕГЭ по математике базового уровня. Напомним, разделить экзамен по этому предмету на базовый и профильный уровни решено было в прошлом году: слишком уж большим был разрыв между количеством баллов, необходимых для «пятерки» или «четверки», и результатами большинства выпускников школ, которым математика для поступления в вузы не нужна.
Между тем самая лучшая в мире система обучения по точным наукам – в Сингапуре. К таким выводам пришли в мае исследователи Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В рейтинге школьного образования ОЭСР наша страна заняла только 34-е место из 76. Эксперты отмечают, что самые серьезные проблемы связаны со старшеклассниками – российские подростки в массе своей не умеют применять знания на практике, рассуждать и делать выводы.
Глобальный рейтинг, составленный ОЭСР в середине мая, выявил преимущества азиатской системы школьного обучения. Первое место в нем занял Сингапур, второе место – Гонконг. Затем идут Южная Корея, Япония и Тайвань. И вслед за ними на шестом месте оказалась Финляндия – лучшая среди европейских стран. Россия к пьедесталу почета даже не подступилась, заняв лишь 34-е место из 76 участников. Азиатские страны возглавляют рейтинги образования OЭСР с начала наступившего тысячелетия. В 2001 году первое и второе места в рейтинге заняли Япония и Корея, а Россия тогда была на скромном 22-м месте из 31-го. В азиатских странах другая позиция учителя, заметила «НИ» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Там педагог – организатор реальной, активной, творческой работы на уроке. Причем, как правило, работает учитель в малых группах. Он соучастник образовательного процесса, а не сторонний наблюдатель. Это человек, идущий в ногу со временем, не боящийся перемен. У нас же педагоги возрастные, которые учились в предыдущую эпоху и опасаются любых изменений», – подчеркнула собеседница «НИ».
Показатель России был бы еще ниже, если бы учитывался только уровень старшеклассников, считает Ирина Абанкина.
«Аккумулировать знания из разных предметных областей, решать задачи, требующие рассуждения и понимания, применять полученные знания на практике оказывается не под силу нашим ученикам. Мы сохранили и укрепили лучшие традиции советской школы, но она не адекватна современным реалиям. А вот начальной школой можно гордиться, результаты там довольно высокие», – добавила «НИ» эксперт.
С 2010 года в школах начали активно переходить на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Стандарты вызвали множество споров, но по истечении времени учителя отмечают больше положительных моментов.
«Для детей занятия стали более интересными и занимательными. Теперь они могут вести диалоги между собой, доказывать свое мнение, сами ставят цель и задачи в начале урока, – поделилась с «НИ» результатом своей работы учитель начальных классов столичной школы №2070 Оксана Фефелова. – Появилось и такое новшество, как проекты, которые дети готовят дома, а потом в классе его защищают. Погружение в предмет может проходить в течение нескольких дней-недель в школе по определенному разделу или тематике».
Теперь учитель – это координатор, модератор действий учеников, отметила Ольга Иванова, учитель начальных классов одной из школ города Ефремова Тульской области.
«Педагог в начале урока ставит проблему, задает основной вопрос, ответ на который школьники ищут сами. Они друг другу объясняют, доказывают что-то, предлагают каждый свои варианты и вместе приходят к верному ответу. Учитель лишь направляет», – отметила «НИ» Ольга Иванова.
К примеру, теперь в начальной школе собирают электрические цепи, делают шоколадное печенье, конструируют из бумаги крепостные стены и башни и изготавливают модели детской обуви.
«Все проекты, которые они выполняют за четыре года, ориентированы исключительно на то, где это можно применить в жизни. Например, тема «Математика вокруг нас». Дети отвечают на вопрос, зачем она нужна, почему без нее не обойтись», – поделилась с «НИ» Ольга Иванова.
Но, по словам Оксаны Фефеловой, пока дети усваивают новые правила явно проще, чем педагоги:
«Новому поколению очень близки новые стандарты, а вот некоторым учителям с большим стажем все-таки трудно переключиться на такое обучение».
Российскому школьному образованию нужно обновление кадров, поскольку учителей, идущих в ногу со временем, мало, отметила «НИ» Ирина Абанкина.
«У нас нет современных методик в основной школе, педагогических технологий, которые бы помогали не только знания по предмету держать на уровне, но и развивать детей в процессе обучения», – добавила «НИ» эксперт.
Если нынешние пятиклассники подают большие надежды, то о старшеклассниках и выпускниках этого года такого сказать нельзя, заявил «НИ» директор Центра образования №109 в Москве Евгений Ямбург.
«Старшеклассники по-прежнему не умеют применять знания на практике, не понимают, как правильно работать с информацией. А в этом им должен помогать учитель. К сожалению, в один момент обновить педагогический состав не получится. Нужно ведь еще начать с подготовки в педвузах и повысить престиж профессии, чтобы привлекать молодые кадры в школу», – добавил собеседник «НИ».
На днях преподаватель информатики Андрей Сиденко из Подмосковья вошел в десятку самых влиятельных учителей в мире. Рейтинг был составлен американским профессиональным сообществом Connect Learning Today. Андрей Сиденко (который, к слову, носит титул «Учителя года-2013»), преподает в средней школе №29 в Мытищах, тогда как остальные участники списка работают в США и в Великобритании. При составлении рейтинга были учтены такие параметры, как цитируемость в Интернете интервью и статей самого педагога, а также ссылки на него от коллег.
«Сейчас детей не оторвать от гаджетов. А Андрей Сиденко и не пытается это делать, а наоборот, вовлекает все имеющееся оборудование в процесс обучения. Результат налицо – дети с удовольствием занимаются, преподаватель становится одним из лучших в мире. Но заставить более миллиона педагогов в один миг начать работать, как он, не получится», – подчеркнул «НИ» Евгений Ямбург.
Пока же получение знаний в старшей школе сводится к натаскиванию и зазубриванию параграфов, решению задач по строго отработанной схеме. Единственный случай, когда многие полученные в школе знания могут пригодиться, – сдача ЕГЭ, убеждены старшеклассники.
«Мое желание стать химиком загубили напрочь. Никакого развития в школе, а только решение тестов и заполнение бланков от занятия к занятию. Мы даже опытов никаких не проводили. Такая же ситуация и с основными предметами – исключительно решение вариантов ЕГЭ», – поделился с «НИ» выпускник школы из Тулы.
Одна из причин, по которой реформирование образования вызывает сложности, – в том, что средняя доля расходов на образование в России составляет 2,1% от ВВП, тогда как в других странах – членах ОЭСР этот показатель 3,9%, уточнила «НИ» Ирина Абанкина.
«Финансирование с каждым годом все меньше, а невероятных результатов требуют все чаще. И это при том, что даже в крупных городах детям остается мечтать о планшете на каждого или другом современном оборудовании. О регионах, сельских школах даже говорить не приходится», – согласился Евгений Ямбург.
Анастасия Иванова