Болонская система образования дарит неожиданные сочетания. Если на бакалавриате вы, скорее всего, будете учиться со своими сверстниками, то в магистратуре начинают появляться разные варианты. Во-первых, вашими одногруппниками могут стать люди с другим базовым образованием, на магистратуре по социологии могут оказаться юристы, экономисты или психологи, главное — сдать вступительные экзамены. На программе могут оказаться люди значительно старше вас, потому что те, кто получал образование еще по старой системе, имеют возможность поступить в магистратуру на бюджет, многие такой возможностью пользуются. И эти варианты понятны, но зачем в магистратуру по той же социологии может поступить доктор социологических наук? Стандарты Минобра иногда доводят ситуацию до абсурда.
Базовое образование
Министерство образования и науки приняло федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования, согласно которым степень бакалавра позволяет преподавать только в школах и колледжах. Для того, чтобы читать курсы в вузе, у преподавателя должна быть степень магистра, специалитета будет недостаточно. Так как магистратура в России появилась уже после того, как большинство преподавателей получило базовое образование, многие из них по формальным признакам потеряли возможность преподавать в вузах. Не важно, что у преподавателя есть стаж, есть ученая степень и публикации, ему нужно получить степень магистра, чтобы этим же магистрам на следующий год читать лекции и вести семинары. А по некоторым дисциплинам сегодняшние доктора наук просто не могли получить базовое образование, так как в СССР просто не было таких направлений подготовки. Например, политология в 90х годах начала преподаваться специалистами разных профилей: историками, философами, и только сейчас в вузы приходят преподаватели политологии с базовым политологическим образованиям.
Илья Морозов, доктор политических наук, по новым стандартам был вынужден поступать в магистратуру по политологии, чтобы соответствовать формальным требованиям: «Года три-четыре назад появилось требование соответствия базового образования преподавателей профилю того направления подготовки студентов, на котором они преподают. Ректора вузов восприняли это очень серьезно и везде жестко ставили вопрос — либо у вас появится до ближайшего конкурса такой диплом, либо можете не пройти конкурс на следующий срок. Очень многие из моих знакомых направились в магистратуры разного профиля. Конечно, от всей этой затеи Минобра проиграли студенты-бакалавры, так как количество свободных бюджетных мест уменьшилось. В магистратуре на лекции не хожу, конечно же, но зачеты/экзамены сдавать приходится, через год госэкзамен и защита диплома».
Проблема характерна не только для политологии, со схожими трудностями сталкиваются социологи, социальные работники, философы и представители других дисциплин.
Благие намерения
Мотивация чиновников из Минобра понятна. В условиях недостатка кадров в системе высшего образования, особенно в регионах, возникали ситуации, когда историки читали политологию, политологи историю, а социологи, например, демографию. Задумка хорошая — дисциплины должны читаться профессионалами по заданному направлению, но реализация оказалась не лучшей. Степень профессионализма преподавателя определяется только по его базовому образованию и никак не учитываются его академические и иные заслуги.
Последствия
Преподаватели вынуждены заниматься профанацией. Они поступают в магистратуру, предметы в которой могли бы вести сами. Но хуже всего, что преподаватель занимает бюджетное место студента, которому магистратура действительно нужна. В общем, если вдруг в следующем году в магистратуре с вами за одной партой окажется ваш же преподаватель, то не удивляйтесь.