Ирина на удивление спокойна и рассудительна. О своём результате говорит, пожалуй, как о свершившемся факте. Интересно, понимает ли она, что, по сути, совершила настоящий подвиг?
В учёбе помогает отдых
– Первый и главный вопрос: каких физических и моральных сил стоил вам такой результат? Нужно ли для его достижения быть стопроцентным "ботаником" и круглосуточно сидеть над учебниками?
– Конечно, приходилось много времени тратить на учёбу, много внимания этому уделять, но я всё-таки старалась не выпадать из обычной жизни, не изматывать себя этими уроками. Старалась, чтобы мне это по минимуму навредило. Есть люди, которые стараются заниматься постоянно, но мне кажется, что так не нужно делать.
– Вы сдавали информатику, математику и физику. Говорили, что вам нравятся точные технические науки. Сами пришли к этому или кто-то повлиял на ваши предпочтения?
– Наверное, всё-таки пришла к этому сама. Мне ещё с начальной школы нравилась математика, потом, когда началась физика, то и она понравилась. То есть это было всю жизнь, люблю эти науки.
– Раньше экзамены сдавали в родной школе, где, как говорится, и стены помогали. Учителя имели представление об уровне подготовки детей и если видели, что школьник нервничает, – могли успокоить, ободрить. Сейчас ребята вынуждены сдавать экзамены в незнакомой обстановке, и о какой-то психологической поддержке в этой ситуации, наверное, речи не идёт. Насколько сложен для вас был этот момент?
– И так волнуешься из-за экзамена, а ещё и приезжаешь в какую-то незнакомую школу, там незнакомые суровые учителя сидят. Это, конечно, психологически сложно, но я старалась по максимуму не волноваться. У меня большой опыт участия в олимпиадах, они тоже проходят похожим образом: то есть вы приезжаете в незнакомую школу, сидите там с незнакомыми учителями. Мне кажется, это очень сильно помогло, потому что это было в моей жизни уже не в первый раз, и я волновалась меньше.
Важно не прогуливать уроки литературы
– Как справлялись со стрессом?
– Мне кажется, очень хороший способ переключиться – это какая-то физическая активность. И для этого не обязательно сразу бежать в зал, можно просто сходить прогуляться в парк. Вот у нас есть недалеко хороший парк, я там часто гуляла в этом году. И вообще любое движение и спорт – это очень здорово, потому что переключает тебя с умственной деятельности на физическую. Но также я люблю читать и рисовать, у каждого это что-то своё, что помогает переключиться.
– Рисуете самостоятельно, когда есть вдохновение, или занимаетесь в художественной школе?
– Раньше занималась, очень это любила, хорошо успокаивает.
– Слушаете музыку? И какую? Современную, а, может, что-то старое или классическое?
– Очень разную, и то, и другое.
– Вы сказали, что любите читать. Есть ли какие-то книги, которые, на ваш взгляд, должен прочитать каждый?
– Это всё индивидуально. Например, у нас очень крутая литература была в школе, мне очень это нравилось. И мне кажется, очень важно не прогуливать эти уроки, потому что на них разбираются очень важные произведения.
– А именно любимые книги у вас есть?
– Мне очень нравится Булгаков – "Мастер и Маргарита", или Достоевский – "Преступление и наказание". И мне кажется, очень классно и здорово, что это разбирается в школе. Многие не находят на серьёзные произведения времени, а это важно.
"Интернет не может заменить реальную жизнь…"
– Сейчас такое время, когда учёба, работа, да и большая часть жизни проходит за компьютером – в интернете и в социальных сетях. Много времени посвящаете интернету? Что именно конкретно вам там интересно – какие-то порталы, YouTube-каналы или подкасты?
– Я, наоборот, стараюсь меньше времени проводить в интернете и больше в жизни, потому что, мне кажется, всё-таки интернет не может заменить реальную жизнь и реальное общение. В свободное время я люблю послушать какие-нибудь подкасты. Например, когда я выбирала вуз, мне очень нравилось слушать подкасты со студентами: как они рассказывают об учёбе. Но в целом, мне кажется, лучше пойти погулять или с друзьями пообщаться, чем сидеть в интернете.
– И какой же вуз в итоге выбрали?
– Подала документы в МФТИ.
– Есть какое-то особое место в Москве, где любите погулять?
– Я очень люблю природу и лес, так что если есть какой-нибудь парк, абсолютно любой, то я, скорее, выберу его.
Найти идеальную систему. Для себя
– Вернёмся, пожалуй, к серьёзным вещам. Чтобы достичь таких результатов, необходимы хорошие навыки самоорганизации. Что помогает грамотно планировать своё время и всё успевать?
– Мне кажется, нужно найти подходящий для себя режим работы. Например, когда я просыпаюсь рано, я чувствую себя продуктивнее и успеваю больше. Надо выработать для себя какую-то стратегию: например, полчаса вы учитесь и пять минут отдыхаете. Это нужно подстроить именно под себя – не как кому-то удобнее, а как удобнее лично вам. Если вы найдёте такую идеальную для себя систему, это будет очень здорово. И мне кажется, что очень важно делать перерывы на отдых, переключаться, потому что целый день сидеть и заниматься, я думаю, не нужно. Это к тому же очень тяжело психологически.
– Бывают ситуации, когда трудно заставить себя взяться за учебники. Как взбодриться и мотивировать себя на учёбу?
– Я бы сказала, что, во-первых, таких ситуаций лучше не допускать. Такое, конечно, бывает – выгорание или что-то вроде этого – когда не хочется ничего делать, хочется всё забросить. Мне кажется, лучше сразу предотвращать такие ситуации. Стараться не загружать себя слишком сильно, давать время на отдых. А если это произошло, стоит прислушаться к себе, делать то, что хочется, что вдохновляет, успокаивает – и вернуться в тонус.
Образование или естественный отбор?
СМИ сообщали и о других ребятах, набравших высший балл, и о тех, кто максимально к нему приблизился. Тем не менее, к системе школьного образования, и особенно к ЕГЭ, есть множество вопросов. Да, среди выпускников есть действительно умные, эрудированные и целеустремленные ребята, обладающие глубокими знаниями. Но таковых, к сожалению, меньшинство. А уровень подготовки большинства зачастую не выдерживает никакой критики, и отсутствие знаний по определённым предметам – не самая большая беда. У многих страдает ассоциативное мышление, и если какая-то задача выходит за рамки шаблона, школьник просто не может её решить. Отсутствуют навыки критического мышления и проверки информации. Ну а о грамотности современных выпускников ходят анекдоты – те, которые про пять ошибок в слове из трёх букв.
Играет свою роль и то, что от результатов ЕГЭ во многом зависит дальнейшая судьба молодого человека. Например, пройдёт ли он на бюджетное место в вузе. А потянуть платное обучение могут далеко не все родители. Отсюда – постоянное накручивание детей, завышенные ожидания, невротизация и в итоге – трагедии. Не проходит и года без новостей о самоубийствах ребят, неудачно сдавших ЕГЭ…
Повторимся: тем удивительнее выглядят результаты русских детей, получивших на экзаменах высший балл. Или близкий к высшему. Получается, что своим умом и талантом они сломали систему об коленку. Но тут же возникает серьёзный вопрос: должна ли сдача ЕГЭ походить на естественный отбор, когда в буквальном смысле выживает сильнейший? Или мы забыли, что образование – это всё-таки про другое?
Алексей Ульянов