Читатель прислал нам накануне 1 сентября вот такое письмо. Мы посчитали нужным его опубликовать несколько сократив. Ждем откликов — а как в вашем городе или поселке поживают учителя и директора? На что тратят большую часть рабочего времени?
"Переехал я из Сибири в один из районных центров Подмосковья. Решил вопросы с жильем, работой, обустроился, познакомился с соседями. Настало время перевозить семью, переводить детей в школу. Относительно недалеко оказались три школы. В ближайшей к дому школе при входе охрана попросила паспорт, записали в журнал. Непривычно…
Директор, женщина средних лет, встретила любезно. Разговорились, поинтересовался, когда в школе снова начнут писать сочинения. Сослался на газеты и телевидение – сейчас, мол, почти каждый вечер на ТВсотрудники минобразования, думцы, политологи, преподаватели живо обсуждают проблемы нелюбви к чтению, компьютерной зависимости, вопросы патриотизма и т.д. Директор откровенно сказала, что она к вечеру так устает, что не интересуется ни газетами, ни телевидением. И вообще, какие сочинения, у нас сейчас ЕГЭ, а объем отчетности таков, что на какие-то другие дела уже ни сил, ни времени нет. Причем, более половина отчетности совершенно не нужна.
По сравнению с нашей сибирской школой впечатление такое, что я попал в другое государство. Охрана, кругом компьютеры, чтением классики не озабочены... Ушел удрученный, вечером поделился своими впечатлениями с соседом, у него сын в 10-м классе.
- Да, директрисе можно посочувствовать, но это еще не все, у нее зам по воспитательной работе та еще птичка.
- ?
- Как-то пообщался с ней после родительского собрания на тему истории: оборона Москвы и панфиловцы, так эта свиристелка заявила, что панфиловцы ей не интересны… Такое впечатление, что зам по воспитательной работе – это должность для профнепригодных преподавателей.
На следующий день пошел я в другую школу. Охрана странно-жесткая: паспорт, регистрация, по какому вопросу, директор занята (надо было заранее созвониться), сейчас доложу. Директор, женщина постарше, чем в предыдущей школе, встретила доброжелательно. Это расположило к беседе, хотя был предупрежден, что очень занята и на родителей у нее не хватает времени. Во время разговора позавидовал: вы тут рядом с Москвой и вам, пожалуйста, и театры, и музеи, и консерватория. Директор отреагировала так: я уже лет пять нигде не была, вот уйду из школы, тогда, может быть, и побываю в консерватории. Скажу откровенно и не педагогично: задолбили нас комиссии, проверки, дурацкой отчетностью, подготовками к ЕГЭ. Мои учителя жалуются, что при современной постановке преподавания они теряют квалификацию. Эти… из районо и областного министерства образования, чтобы оправдать свои должности и оклады постоянно придумывают показушные мероприятия, различную отчетность, всегда обязательную и срочную. Я и мои замы дуреем, мы не педагоги, а какие-то бухгалтера, статистики и колхозные учетчики. На живую работу с детьми нет времени. Посмотрите сколько у нас стендов, грамот, кубков – сплошная показуха и я, как директор, не могу повлиять на этот министерский пресс и зуд…
Вечером уже с двумя соседями вел беседу «за школьную жизнь». У другого соседа две дочери старшеклассницы и в разных школах. Рассказывая о двух встречах с директорами, я сетовал, что же это такое, что учителя не в курсе о горячих теледискуссиях на школьные темы. На кого и для чего вещают эти высокопоставленные дяди? Совсем дико, что и посещение театров, музеев, выставок не является духовной потребностью учителей.
Этот второй сосед меня успокаивал и «просвещал»:
- Сейчас в школах Подмосковья работает поколение учителей, которые сами во время учебы в школе вообще не ходили в Третьяковку и планетарий, так как они были десятилетие на ремонте… Бездуховность сегодняшних деток – это отражение бездуховности учителей, родителей и особенно телевидения.
Первый сосед: этот «рынок-базар» в районо – цветочки. Недавно один наш сотрудник всей семьей ездил в Петрищево почтить память Зоиньки Космодемьянской. Вскоре тоже был в школе своего сына по каким-то ремонтным делам. Случайно в учительской заговорили о патриотизме, он вставил словечко о Зое. И знаете, учительница иностранного языка, женщина уже в годах, сказала: какой патриотизм? Подумаешь, пару сараев сожгла, да вы посмотрите, что творит сегодняшний олигархат! А вы о детях, не читающих книжек, не знающих истории родины, - патриотизм, патриотизм…
Мой сотрудник-родитель растерялся. Его особенно обескуражило то, что такое может говорить учительница, да еще старше его по возрасту. Среди молодых, оболваненных телевидением, встречаются особи, для которых имена Павла Корчагина, молодогвардейцев, Маресьева, панфиловцев, Зои и других героев оставляют равнодушными. Родитель попытался вступить в дискуссию с матроной-учительницей.
- Фашисты пленных солдат даже с оружием не убивали, а гнали на работу вГерманию. Но случай с Зоей – им нужна была казнь-символ партизана, чтобы было назидание и неповадно другим. А нам тоже нужны были герои-маяки, герои-символы…
В общем, разговора не получилось, учительница иняза сказала: мне некогда с вами спорить...
Осталась еще одна школа. Охрана на удивление не потребовала паспорт, а сразу проводила к директору. Третья директор тоже была обложена бумагами. И хотя была первая половина дня, она смотрела на меня уже уставшими, грустными глазами. Выслушав меня, сказала: ну, что ж, приводите своих деток. На мои «разведывательные» вопросы о сочинениях, о слабых знаниях истории Родины, о развитии естественного желания читать, о необходимости посещения музеев, о патриотизме и т.д., ответила коротко: нам не дают работать районо и Минобразования (три директора как будто сговорились…).
- Вы говорите о театрах, музеях правильно. Но пусть какие-нибудь журналисты или, наконец, кто-то из Госдумы, разумеется, порядочные, пусть бы провели тестирование-опрос этих чинуш из районо. Кто, когда, сколько раз из них бывал в Третьяковке, в Дарвиновском, Историческом и других музеях.
Для перевода детей я выбрал эту третью, самую дальнюю от дома школу. На что я сразу обратил внимание во всех трех школах так это то, что здания внутри выглядят прекрасно (старой и новой постройки). Заходишь и попадаешь в какой-то чистый и светлый храм! У нас не было таких интерьеров. У секретарей и в кабинетах директоров школ компьютеры, принтеры, ксероксы, факсы, автоответчики и прочие современные канцпринадлежности.
Действительно, есть прекрасные здания, есть все необходимое, чтобы давать полноценное образование. Но стало мало достойных учителей, которыми дирижируют из районо и Минобразования"
Е. Лопатин, читатель.