В Севастополь я приехала по приглашению местной организации РВС (Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление») с тем, чтобы помочь разобраться в тех проблемах, которые появились у родителей и педагогов начальной школы в связи с переходом на российские программы учебно-методического комплекса «Гармония». Недоумение вызвало отсутствие (и даже запрет) домашних заданий и дневников в 1-м классе, отсутствие нормальных оценок, увеличение бумажной отчетности, не относящейся непосредственно к учебному процессу и многие другие «новшества» 2-е ФГОСов. Но особенный протест у родителей вызвало то, что русскому языку их детей стали учить не по-русски.
Как же так, недоумевают родители, зачем школьников учить писать ежик — йожык, огурец — агурец, а ель — йэл'? Педагоги, конечно, знают, что это так называемая транскрипция слова. Правда, здравомыслящим родителям непонятно, зачем она нужна в начальной школе. Ведь, кроме путаницы в головах, подобная транскрипция ничего не дает детям. И так у севастопольских школьников было немало противоречий в правописании, когда учили грамматике украинского и русского языка одновременно: многие слова родственных языков произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Да еще на русский язык до воссоединения выделялось меньшее количество учебных часов. Поэтому переход на российские программы воспринимался родителями и педагогами с надеждой и воодушевлением, как избавление от приниженного статуса русского языка и как возвращение в родную языковую среду.
Дело в том, что после крушения Советского Союза севастопольцы всегда жили надеждой на возвращение в Россию. В течение многих лет украинизации, даже тогда, когда реальность достаточно грубо и неумолимо утверждала обратное, мечта вернуться в лоно российской государственности, в культуру своего Отечества не покидала сердца жителей города Русской Славы. Разделение русского мира на самостийные государства переживались многими как трагедия. Трудно севастопольцам было воспитывать историческое самосознание своих детей, когда на уроках истории и других гуманитарных дисциплинах школьникам рассказывали, как Россия выступала агрессором и колонизатором по отношению к Украине, а русские всегда жестоко притесняли украинцев. А если учесть, что в советское время были широко распространены этнически смешанные браки, то такое противопоставление наций и культур было противоестественным, не говоря уже об исторической недостоверности навязываемых представлений о вражде между народами. Русские, живя на Украине, имели статус нацменьшинства. И это многое определяло в содержании школьного обучения.
С возвращением под юрисдикцию России родителей не покидало чувство радости, что теперь уж севастопольские школьники свою историю будут изучать в полноте и истинности. Российские программы откроют все многообразие красоты родной речи. Никто из родителей не сомневался, что дети смогут изучать русский язык достаточно полно (по учебным часам) и без грамматических противоречий с украинским языком, что учиться будут по тем традиционным программам, которые позволяли достигать ученикам в советской школе высокого уровня общекультурной грамотности и научной образованности.
Но вместо русско-советской традиции образования в Севастополь пришли пореформенные российские программы, в которых педагогические принципы наукообразно дегуманизированы и извращены (теперь это так называемые образовательные услуги), а методики обучения вывернуты наизнанку и противоречат детской психике восприятия учебного материала.
Например, зачем арифметике в начальной школе надо обучать алгебраическим методом? Первоклассник только-только усвоил, что буква обозначает звук, а цифра — символ числа. И вдруг ему тут же, сразу — бах! — число обозначают буквой. Да еще и говорят, что это неизвестное число, это просто любое число может быть… Для ребенка это когнитивный шок! «Как так? Вы скажите, какие числа, я посчитаю, я умею». Но программа ему предлагает оперировать абстрактными категориями. Школьники на короткой памяти и по подражанию справляются, но понимание и вычислительные навыки формируются плохо, так как в 7–10 лет у детей конкретно-образное, наглядно-образное мышление. Обозначение числа буквой — это достаточно высокий уровень абстрактности, что противоречит природной правополушарности детей в начальной школе. А тут еще и задачи решать надо не по соображению (интуитивно), а на основе принципа матанализа, с жестким требованием использовать терминологию и «ключевые слова» при пояснении. Математика становится скучной и непонятной. Спасти положение может только учитель, если смело будет учить детей «по-своему».
А безотрывное письмо? А слоговые схемы? А чтение на скорость, а не с выражением? И еще много антипедагогических технологий, которые стали «узаконенными» в учебном процессе.
И ведь речь идет не о самых одиозных образовательных системах и учебно-методических комплексах (УМК). Видно, побоялись шокировать севастопольцев программами Эльконина-Давыдова, Занкова, Петерсон… УМК «Школа России» и «Гармония», по которым предложено обучаться севастопольским школьникам, считаются наиболее щадящими для начальной школы, хотя приоритет «теоретического подхода» и принцип обучения от абстрактных понятий к конкретным знаниям и здесь является основополагающим. Например, учат не счету и вычислениям, а закономерностям числовых отношений, не смыслам правописания, а формальным правилам. Пока школьников проводят по тоннелям и лабиринтам от абстрактных категорий к конкретным знаниям, и понимание пропадает, и интерес исчезает. Вот и сетуют педагоги и родители, что мотивация-то у детишек падает. А как ей не падать, если всё объясняется на взрослом, непонятном для ребенка языке категорий. И вот самое ужасное, что этот неудобоваримый смысл «заворачивают» в мультяшно-разноцветный хаос картинок в учебниках. Где? На чем ребенку сосредоточить свое внимание? Столько зрительных стимулов одновременно! Целостность восприятия фрагментируется. Сознание становится клиповым, без системности и структурных связей. Вот с такими программами пришел российский Минобр в Крым.
Во время встречи с севастопольскими родителями и педагогами мы остановились на сравнении традиционных учебников по математике с пореформенными учебниками для начальной школы. Всем стало очевидно, что в советских учебниках материал изложен системно, последовательно, доступно и в большем объеме. Показательно, что умножение по традиционной программе дети усваивают в 1-м классе, по реформированным учебникам — во 2-м классе. Отставание на год, не говоря уже о качестве усвоения. И так происходит во всех последующих классах: увеличивается разница в объеме и прочности усвоения материала.
Еще одной отличительной чертой советских учебников по математике является их эмоциональная сдержанность, можно сказать, аскетизм. Цветные страницы присутствуют только в самом начале учебника для 1-го класса. И больше цветных картинок нет — только графические рисунки без цветовых тонов. Почему так? Неужели из-за «бедности» Министерства просвещения? Ну, конечно же, нет! Просто было глубокое понимание, какформируется математическое мышление ребенка. Отечественные педагоги-практики и методисты оставили нам великое наследие. Важно, отмечали они, развить глубину ума и смысловое воображение. Это интеллектуальная сфера. Цвет же воспринимается эмоциональной сферой человека. Если она излишне активизирована, то обязательно блокирует интеллектуальную сферу. Так устроена психика ребенка. Математическое воображение опирается на смысл и логику и развивается на основе мысленного наблюдения за жизненными ситуациями и действиями: принесли, забрали, вместе положили, взяли часть, встретились через 3 часа и т. д. Цифровая запись становится для ученика особым языком описания окружающей жизни. Он становится как бы над действительностью, он ее описывает. Это первые шаги формирования целостности мышления и мировоззрения. Советские методики обучения математике были столь совершенны, что по ним обучались все дети, причем подавляющая часть — с охотой и самостоятельно. Потому и мыслить выпускники советских школ могут структурно и системно, а анализировать способны грамотно и по существу.
Севастопольцы очень обеспокоены непонятным для них содержанием российских программ начальной школы и новоявленными педагогическими технологиями двух ФГОСов. Всем хорошо известно, что к 9-10 годам в мозговых структурах формируется «матрица мышления». И важно, какой она будет, структурной, системной, логической, целостной или мозаичной, фрагментарной, клиповой и абсурдной? А это и есть главные критерии, по которым можно давать экспертные оценки содержания конкретных учебников и образовательных программ.
Для меня удивлённое огорчение севастопольских родителей по поводу того, зачем русскому языку учить не по-русски, ассоциируется с удивлением Красной Шапочки, которая, увидев волка в бабушкином чепчике, спрашивает: «Бабушка, а зачем тебе такие большие зубы?». «А это, чтобы тебя съесть!» — отвечает волк.
Надежда Храмова