24 марта в самарском детско-родительском центре «Оберег» состоялся круглый стол для родителей будущих первоклассников.
В Самаре с прошлого первого сентября существует семейный класс, организаторы которого в качестве учебных пособий для юных школьников выбрали учебники переработанные коллективом РВС. С докладом о развитии семейной инициативы Первоцвет выступила организатор Оксана Алексеева.
Родители-участники нашего семейного класса выбрали для обучения своих детей в начальной школе советские учебники 40-50х годов, переизданные педагогическим коллективом РВС.
Надо отдать должное, работа по переработке учебников ведется на общественных началах, с привлечением специалистов-добровольцев со всей нашей страны: учителей, методистов, художников, редакторов, верстальщиков и других – это огромный труд, направленный на возрождение классического отечественного образования в нашей стране. Ведется также работа по включению учебников в федеральный перечень, рекомендованных к использованию для реализации программ общего образования.
Почему за основу взяты именно учебники этих годов? Первые стабильные советские учебники появились к концу 30х годов, а уже в середине 50х годов их стали менять в сторону повышения строгости и наукообразия. Это сказалось на наглядности материала и, как следствие, ухудшило возможности его усвоения учениками. Учебники же 40-50х годов выстроены по канонам классического образования и давно показали свою надежность.
Что же изменяют в учебниках и как их адаптируют? В них устраняются анахронизмы, элементы идеологии, добавляются комментарии и вопросы к текстам, описывающим дореволюционную и советскую Россию, материал под формальные требования ФГОС, чтобы их можно было официально использовать в школе. При замене текстов опирались на другие пособия и сборники этих же авторов, а также на замену текстов по календарному и тематическому принципу с учетом психофизиологических особенностей детей.
Хочется подчеркнуть единую концептуальную целостность линейки учебников. Это единая методическая база отбора содержания и подхода к адаптации: «связь времен», «опора на классику», «опора на реальность», «принцип наглядности», «принцип единства».
Примеры. В учебнике Родная речь, в разделе, приуроченному к празднику 23 февраля, объясняется преемственность Красной, Советской и Российской армий. Во всех учебниках используются произведения великих классиков и лучшие образцы фольклора, отсутствуют сомнительные тексты, которыми так «богаты» современные учебники. Материал учебников учитывает реальные, а не завышенные возрастные возможности детей, с учетом их индивидуальных особенностей. Содержание материала приближено к опыту ребенка и основывается на его взаимодействии с реальным миром, от простого к более сложному. На уроках чтения рассказывается об окружающем ребенка мире и о маленьких чудесах вокруг него. По возможности, ученики сначала сами наблюдают явление, а потом читают его описание. Таким образом, авторы опираются на дидактику Константина Дмитриевича Ушинского – на взаимосвязь предметов между собой, воспитательную направленность обучения, взаимосвязь разных этапов и стадий.
Планирование уроков проводится по оригинальным методичкам тех годов и собственным наработкам нашей учительницы. Также хочу отметить, что благодаря ее отличным организаторским способностям, мы успешно применили опыт двухкомплектных школ советского времени, когда один учитель занимается одновременно с двумя классами. На каждом уроке детям предлагается самостоятельная работа, благодаря этому вырабатывается самодисциплина. Работа учителя заключается в объяснении нового материала, закреплении полученных знаний и навыков и проверке усвоения. Подробно о планировании таких занятий можно прочитать в «Методике преподавания арифметики в начальной школе», под редакцией Александра Спиридоновича Пчелко, Учпедгиз 1949 год. (Глава 6). В нашей группе среди родителей есть четкое понимание и осознание того, что именно учебники сталинской эпохи, благодаря труду великих педагогов, совместили в себе все лучшее, что позволило дать прекрасное образование и воспитание людям, которые стали нашими родителями, которыми мы гордимся по сей день.
Я сама ребенок «перестройки», эпохи перемен. Я училась в сложные 90-е годы, когда очень многое, как и сейчас, зависело от позиции родителей в вопросах образования и воспитания. Я очень благодарна моим родителям, их жизненному кредо, методам воспитания, которыми дышала страна в советскую эпоху и которые они пронесли через всю свою жизнь и научили меня любить свое Отечество, знать свою историю, чтить память героев, понимать, как и чему учить своего ребенка.
В нашей семейной инициативе большое внимание уделяется вопросам воспитания, поведения, уважения к семье, старшим, учителю, взаимовыручке, любви к природе и умения наблюдать за ней, коллективной работе. Уделяется внимание формированию трудовой культуры детей, умения готовить себе рабочее место и соблюдать порядок, отвечать за свои поступки.
Дети очень дружны, увлечены учебой и порой даже после уроков играют в «свою» школу. Могу отметить, что всегда есть момент конкуренции при подготовке домашнего задания, когда ребята подтягивают свои знания и умения до определенной планки. Учительница всегда дает, помимо основных, часть заданий «по желанию». И чаще всего их делают все ученики. Уже сейчас дети самостоятельно пишут небольшие сочинения, как на заданную, так и на свободную тему, описывают свои эмоции после прочтения рассказов по внеклассному чтению. Для этого у нас есть творческие тетради, которыми дети обмениваются, и могут, например, дописать, продолжить рассказ товарища. Занятия начинаются с каллиграфической разминки, подготовки руки к письму. Затем класс занимается арифметикой: все вместе проверяют домашнее задание, практикуют устный счет (придумывают и решают задачи, разбирают новую тему, делают самостоятельную работу). В настоящий момент дети в 1 классе по арифметике изучают уже умножение на 7,8, 9 и плавно подходят к освоению деления.
При этом все предыдущие знания усвоены крепко, что проверено самостоятельными работами. Т.е. дети готовы к проработке новых тем: без спешки, с предварительной тщательной подготовкой, закреплением изученного материала, повторением, последовательным движением от простого к более сложному.
На уроках русского языка активно работаем со словарными словами. Дома составляем и записываем с ними предложения. Пишем много. Помимо упражнений по учебнику, дома переписываем дополнительно по 10-15 предложений текста. Это помогает нарабатывать словарный запас, формирует зрительную память.
Литературное чтение у нас разбито на 2 блока. Первый – по учебнику Родная речь, авторов Е. Е. Соловьёва, Л. А. Карпинская, Н. Н. Щепетова, методика преподавания в котором основана на принципах, разработанных К. Д. Ушинским.
Второе – внеклассное чтение дополнительной литературы к пятницам, с небольшим сочинением о прочитанном.
Скорость чтения некоторых учеников сейчас уже 75-77 слов в минуту. Это чтение осознанное, с пересказом прочитанного.
Также мы проводим занятия по Окружающему миру, без привязки к учебнику, с опытами и наблюдениями за природой. И делаем разнообразные творческие работы из бумаги и пластилина. В нашем учебнике Родная речь много текстов о природе и информации об окружающем мире: как сидеть за партой, как чистить зубы, о школе, городе, саде, о семье.
Многие родители задают мне вопрос – есть ли у нас оценки? Оценка у нас в классе одна - это пятерка. И ее надо заслужить: приложить усилия и выполнить правильно домашние задания, написать сочинение, подготовить свой рассказ на интересную тему и т.д.
Занятия в нашей группе проводятся 3 раза в неделю, по 3-3.5 часа. На следующий год планируем такой же график.
Сейчас наша учительница проводит занятия с дошкольниками (2 года и 1 год до школы). Набираем 1 класс на следующий учебный год 2019-2020.
Также приглашаем учеников 1 и 2 классов текущего года.
Все родители приняли решение аттестоваться ежегодно за класс, мы подаем коллективную заявку в ЦПСО Альфа.
Оксана Алексеева