Русские Вести

«РВАЛИ В КЛОЧЬЯ, СМЕШИВАЛИ С ГРЯЗЬЮ...»: об искусственной шизофренизации детского сознания


Какой вред детской психике несут популярные учебные пособия Ольги Узоровой?

4 июня в рязанском книжном магазине «Барс на Московском» состоялась встреча с Ольгой Узоровой, автором многочисленных популярных учебных пособий для дошкольников и учеников начальной школы. Об этом сообщает ИА "Медиа Рязань".

По словам сотрудницы книжного «Барса», книги этого автора продаются огромными тиражами и не проходит ни одного дня, чтобы в «Барсе» кто-то не купил пособие Ольги Узоровой. «Как воспитать отличника» — так была сформулирована тема встречи, на которой были представлены новые пособия для дошкольной подготовке детей.

Бесспорно, автор - опытный педагог и методист, на её счету 600(!) изданных учебных пособий. Однако у меня, как и у многих других родителей, давно уже имеется серьёзный "зуб" на Ольгу Васильевну. Не берусь оценивать все 600 её работ. Расскажу лишь о тех, с которыми я столкнулась, когда мой племянник учился в начальной школе, и которые привели в ступор всю нашу семью.

Вы никогда не пробовали залезть «на берёзку» или спрятаться за «кучкой листьев» (если вы, конечно, не мальчик-с-пальчик)? А представить себе это можете?

Не получается?

А вот авторы сборника* контрольных диктантов по русскому языку для 3 класса Ольга Узорова и Елена Нефёдова, не видят в этом ничего необычного:

«Я залез на берёзку. Мой брат Миша сел за кучкой листьев» (так в диктанте описывается игра в прятки).

А не доводилось ли вам переходить «топкое болотце» «по узким доскам» или овраг по «ветхому мосту»? Не пугайтесь, это всего лишь фразы из очередного диктанта. Вообще, если почитать сборник последовательно, складывается зловещая картина мира: ветхого, опасного, непредсказуемого и отвратительно-уродливого:

«Из земли торчат толстые корни, как корявые цепкие руки»

«Жёлтые и красные листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразной скользкой массой»

«На деревьях каркает вороньё. Они нашли съестное и с жадностью на них накинулись»

«В центре большой лужи лежит свинья. Вся её забота – есть и толстеть»

«Они (грузовики - Л.К.) рвали листья в клочья, смешивали с грязью; но те всё слетали и слетали с сучьев деревьев»

Что это, нейролингвистическое программирование?

А вот прямо-таки душераздирающая история:
«Известный профессор Илья Анатольевич грустно спускался по длинной лестнице. Это был серьёзный, но чувствительный человек».

Какая же беда стряслась профессором? Что ж его так опечалило? Ни за что не догадаетесь:
«Он ужасно не любил позднюю осень. Она казалась ему безобразной и опасной для здоровья. Ненастная погода мешала думать. Низкое солнце плохо согревало. Илья Анатольевич часто чувствовал тяжесть на сердце».

Но не волнуйтесь, никакие катаклизмы не помешают научной работе, если ведут её "аккуратные" люди: «Аккуратный профессор не хотел подводить свой коллектив. Чтобы не болеть, он принимал лечебные ванны и ходил в бассейн. Но все переживания напрасны. Придёт зима с прекрасным алмазным снегом. Потом настанут весна чудесная и лето красное».

Вот такой «хэппи энд».

А вот ещё некоторые «перлы» из этого же сборника:

«В комнате светло от окна»

«Только на берегу реки поют лягушки»

«Попадались гнилые пеньки и поваленные стволы деревьев. Лесные цветы виднелись среди травы. В просвете древесных стволов виднелась поляна»

«Вода лилась с небес. Она попадала в глаза и мешала смотреть»

«Группы птиц ищут съестное. Когда они находят съедобное, то с жадностью набрасываются на кушанье»

«В ночь на субботу Анне приснился сон, что мебель в квартире ожила. Вот в гостиную въехало кресло из прихожей. Вот подъехала группа больших стульев. Они заключили друг друга в объятия и начали танцевать»

Трудно поверить, что такое мог написать учитель-методист, да еще и предлагать детям в качестве образца!

Приведу ещё несколько текстов из сборников** диктантов повышенной сложности тех же авторов:

ПОНЧИК
Каменщик был обманщик. Он спрятал от банщика пончик. Какой чудовищный обман! Банщик любил чтение. Он читал и ничего не заметил. Потом он мечтал. Но тут пришел гарпунщик и вернул банщику пончик.

АРБУЗ
Денис нёс арбуз. Арбуз приятен на вкус. У него большой вес. Вдруг груз исчез. Денис посмотрел вниз. Пёс Барбос грыз его арбуз. Как отнять арбуз? Барбос унёс арбуз в конуру. Пёс погрыз его и вылез. Жалко арбуз.

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ
На птичьем дворе оживление. Хозяйка насыпала овсяных хлопьев. Петух отличается храбростью. Он распушил перья и растолкал индюков и гусей. Петух пробился к бадье и ест с жадностью. Ешь, Петя, на здоровье.
Большая гусыня бьет крыльями. Два гуся дерутся. Пух с перьев летит клочьями. Две курочки пьют воду. Третья следит за маленькой мышью. Индюк покинул своё жильё и важно идёт к кушанью. За изгородью стоит и смотрит на птиц с грустью жирная свинья.

ВСТРЕЧА
По улице бежит фонарщик. На нём старый кафтанчик. В руке у него чемоданчик. Навстречу идёт сварщик с собачкой. Собачка забегает во двор и прячется за каштанчик.

СПОРЩИКИ
Шарманщик и бакенщик шли на почту. Путь освещали уличные фонари. Шарманщик был большой спорщик. Всю дорогу они спорили о хищниках. Какой хищник самый мощный? Вдруг дорогу перебежал тараканчик. Спорщики испугались.

СЪЁМКА ОТЪЕЗДА ПОЕЗДА
Режиссёр объявил начало съёмки. Он разъяснил всем их обязанности. Он очень въедливый. Ещё всем надоест. Снимаем отъезд поезда. Мы должны предъявить билеты. Вот поезд въезжает. Подъезжает к нам. Мы садимся. Поезд отъезжает. Бежит взъерошенный оператор. В плёнке изъян! Режиссёр разъярён. Мы съёжились. Он объясняет ещё раз. Повторная съёмка.

СЪЕЗД
Вчера в нашем дворе был съезд детской партии любителей грибов. На съезде объединились две группы. Группа любителей съедобных грибов и группа любителей несъедобных грибов. Руководители заключили друг друга в объятия. Это друзья Кирилл и Степан. Сегодня у партии Кирилла предъюбилейный день. Завтра исполнится год со дня её основания. Председатели разъяснили собравшимся их обязанности.

Нужно продолжать?

В традиционной русской школе дети учились грамоте на лучших образцах русской словесности. Именно младший школьный возраст – время активного формирования личности, развития эстетического вкуса детей, их нравственных ориентиров. В результате же плотной работы с подобными "образцами" речи дети с самого нежного возраста теряют эстетическое, словесное чутьё, безнадёжно портят свой литературный и общий эстетический вкус.
Разумеется, никто не заставляет учителя работать именно с этими учебными пособиями. Однако практика показывает, что далеко не все учителя чувствуют дикость предложенных текстов, не видя в них никакого криминала. Сборники диктантов этих авторов переиздаются каждый год огромными тиражами и пользуются невероятной популярностью среди учителей начальных классов из-за обилия орфограмм.
Как «новые русские методики» «школы XXI века» отразятся на детской психике?
Об этом мы беседуем с психологом из Москвы, публицистом, членом Союза писателей Ириной Яковлевной Медведевой.
Ирина Медведева. Авторы этих диктантов совсем не чувствуют детей, не учитывают их возрастных и психологических особенностей. Диктанты написаны какой-то холодной рукой. Бросается в глаза бездушие текстов, их механический, компьютерный стиль. Диктанты изобилуют словами, малопонятными детям и неупотребительными в детской среде. Но самое главное – их бездушие. Казалось бы: почему бы не воспользоваться диктантом, чтобы показать красоту русского языка, чтобы сказать детям что-то интересное? Автор делает, например, попытку описывать осень по дням. Но это надо было уметь – с таким холодным сердцем писать об осенних изменениях в природе и погоде.

Л. К. Там много неуклюжих сочетаний в стиле «развесистой клюквы»: «Дорожку прыжками пересекла лягушка», «Группа легких белых облачков сменилась низкими тучами», «На скользких листьях остаётся след от ног», «Землю покрывали тонны опавших листьев и миллионы увядающих травинок».

Ирина Медведева. Я тоже обратила внимание на дурной языковый вкус, вопиющее разностилье. Предположим, детям это не очень понятно. Зато на подсознание это действует очень сильно: закладывает основу лингвистического вкуса. Сегодня и так в сфере русского языка царит ужасающее безвкусие, и учебник как эталонная книга, должен прививать этот вкус в десять раз сильнее, чем раньше, – именно потому, что окружающая жизнь порождает чудовищное безвкусие, – а этого как раз и не происходит. Нельзя сказать, что употребляются какие-то ненормативные или жаргонные слова – нет, но из литературных слов составлены мёртвые тексты – составлены мёртвой, компьютерной душой.

Л. К. Большую озабоченность родителей вызывает тот факт, что сегодня практически все программы по русскому языку для начальной школы «под флагом» фонетического анализа, мотивируя неотвратимостью пресловутого ЕГЭ, с первого же класса дают детям транскрипцию русских(!) слов. До изучения безударных гласных или звонких-глухих согласных, детям вбивают в сознание такие зрительные образы: сава – сова, дуп – дуб, варишка – варежка и др. Прокомментируйте это, пожалуйста, как психолог.

Ирина Медведева. Как психолог я хочу сказать, что это искусственная шизофренизация детей. Дети видят на письме два варианта: и то как надо писать, и то, как надо произносить. Но ведь то, что произносят, не пишут! Поэтому происходит искусственное расщепление сознания детей. Кроме того, то, что может быть резонно для иностранцев, не живущих в русской речевой среде, но изучающих русский язык, совершенно не нужно детям, живущим здесь. Они же слышат, как произносится слово «корова», зачем им видеть на письме то, что они писать не должны. На письме, особенно в печатном тексте, они должны видеть образец написания.
Так что подобный «фонетический анализ» очень вреден для психики детей, я уж не говорю об их грамотности.


*О.В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Контрольные диктанты по русскому языку: Издательство Астрель, 2015


**Узорова, О. В. Диктанты повышенной сложности. 1-2 классы. Издательство АСТ


Узорова, О. В. Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы. Издательство АСТ

Источник: www.rifinfo.ru