Кадровый голод в IT-индустрии принимает нешуточный размах. На рынке труда за каждым толковым специалистом IT-компании устраивают настоящую охоту по принципу “за ценой не постоим”. Это хорошо для айтишников, но мешает развиваться отрасли, да и экономике в целом. Отрасль растет гораздо быстрее, чем вузы успевают готовить выпускников. Поэтому ведущие российские университеты и крупнейшие технологические компании (так называемый “бигтех”) объединили усилия, чтобы создать систему образования нового уровня для будущих архитекторов искусственного интеллекта (ИИ) или специалистов Data Science.
Портрет абитуриента эпохи Chat GPT
Во вторник, 27 августа, ректоры ведущих вузов и представители образовательных проектов лидеров рынка IT-индустрии во главе с министром цифрового развития Максутом Шадаевым собрались на площадке Яндекс.Образования, чтобы подвести итоги приемной кампании вузов на IT-направления. В эпоху, когда балом правит Chat GPT, качественный набор абитуриентов превратился в вопрос государственной важности.
Министр цифрового развития Максут Шадаев. / Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Сейчас звучать призывы чуть ли не создавать народное IT-ополчение: всех, кто может в уме складывать двузначные цифры - собрать и поставить под знамена высоких технологий, - говорит ректор питерского ИТМО Владимир Васильев. - Я не сторонник этой идеи, тут важно не количество людей, а качество знаний. Поэтому, если мы хотим не просто сохранить суверенитет, а занять технологическое лидерство, необходимо создавать не ополчение, а профессиональную армию, которая могла бы выполнить эту задачу.
По словам Васильева, ни один университет в России не способен в одиночку обеспечить тот уровень подготовки в области IT и искусственного интеллекта, который принесет нашей стране мировой приоритет. Поэтому университеты должны брать знания друг у друга. Условно говоря, студент питерского ИТМО должен 30% лучших знаний получать в МФТИ, еще 30% - в Высшей школе экономики и только оставшиеся 40% приобретать в альма-матер. Здесь должен сработать эффект перекрестного опыления культур. Кроме того, одни университеты без помощи бигтех-компаний не смогут перевернуть эту образовательную глыбу. Следовательно, нужно привлекать к учебному процессу крутых специалистов из Яндекса, Сбера и других флагманов индустрии, которые могут передать студентам знания, которые сосредоточены на кончиках пальцев.
Разрабатывая технологии искусственного интеллекта человечество шагнуло в неведомое
Один из примеров такого подхода к образованию нового уровня, это программа AI360, созданная совместными усилиями Яндекса, Сбера, ИТМО, МФТИ, “Вышки” и Университета Иннополис. Это бакалавриат для будущих архитекторов и исследователей искусственного интеллекта, его запустили лишь в этом году и набирали в эти группы лучших из лучших. Собственно говоря, выдающихся талантов много не бывает, по оценкам директора Яндекс Образования Дарьи Козловой, в год школы выдают примерно 2000 выпускников-топ-уровня. За них-то и идет битва между вузами.
А между тем, согласно Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, только в области ИИ к 2030-му году нам нужно ежегодно выпускать 1000 специалистов топ-уровня, и 4500 специалистов среднего уровня. И представители отрасли говорят, что это очень высокая планка, которую сложно будет достичь.
Возможно, у кого-то из читателей возникнет вопрос: а в чем сложность? На входе увеличили набор, на выходе - раздали дипломы топ-специалистов. Казалось бы, чего огород городить?
— Дело в том, что сегодня технология искусственного интеллекта — это глобальный технологический фронтир, - объясняет ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. - Человечество по сути шагает в неведомое. Ведущие мировые корпорации вкладывают в эти разработки миллиарды долларов, ищут таланты по всей планете, собирают из них команды и загружают их работой.
И для того, чтобы Россия была здесь конкурентноспособной, нам необходимо тоже концентрировать усилия. И человеческих ресурсов у нас не так много, самое дефицитное это преподаватели. Где их взять? У нас программу AI360 ведут не лекторы, которые дома прочитали учебник, а потом пришли и пересказали его студентам. Такая система не работает. Наши преподаватели - это практики из индустрии, которые ежедневно занимаются реализацией индустриальных проектов, делают продукты, которыми пользуются миллионы пользователей.
И таких людей, способных работать на высоком уровне и передавать свой опыт студентам, не очень много в России. Поэтому таких программ много быть не может. Вот сейчас она одна, но мы рассчитываем, что эта программа будет расширяться, и включать в себя не 100 студентов ежегодно, а больше. Но это требует очень серьезных усилий, прежде всего по поиску талантливых и преподавателей и студентов.
Физику, математику и информатику технари должны сдавать обязательно
Министр цифрового развития Максут Шадаев рассчитывает на помощь бигтех-компаний. Сейчас идет разговор о том, чтобы крупные IT-компании не только делегировали в университеты своих преподавателей-практиков, но и финансировали повышение качества образования в вузах. Если на эти цели компании направят хотя бы 5 процентов средств, которые они сэкономили на налоговых льготах, ситуация заметно изменится к лучшему.
Обсуждалось и еще одно важное новшество. За последние годы интерес к информатике у выпускников школ вырос: в этом году ЕГЭ по этому предмету сдавали 19% учеников - на 7% больше, чем 4 года назад. К сожалению, этот выбор часто делается за счет физики.
- Нам нужно исключить вот этот “каннибализм”, когда выбирают информатику, снижая приоритет физики и профильной математики, - заявил Максут Шадаев.
Идею поддержал ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. По его мнению, современный инженер в области IT нуждается в физике в той же степени, что и в информатике: физика формирует научное мировоззрение, информатика дает инструмент для работы в цифровом мире. “Нам кажется логичным, чтобы абитуриенты инженерно-технических специальностей в вузах сдавали три обязательных предмета: математику, физику и информатику. Мы считаем это принципиально важно”, - подытожил Ливанов.
Ярослав КОРОБАТОВ
Заглавное фото: Shutterstock