Родители вправе отказаться от дистанционного обучения для своего ребёнка


Из-за ситуации с пандемией родители по всей стране столкнулись с вопросом, а как поступить, если в школе дали на подпись заявление, где ты сам просишь перевести ребенка на «обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. У кого-то нет технической возможности подключиться к электронной системы – нет компьютера, телефон старой модели и так далее, кто-то в принципе против онлайн-обучения из-за угрозы здоровью ребенка – и небезосновательно. Родители, которые сами теперь сидят и учатся вместе с детьми, жалуются, что на выполнение всех домашних заданий уходит по много часов, и все это время ученик проводит за компьютером.

Несогласные с подобным режимом обучения задали вопрос общественному уполномоченному по защите семьи (ОУЗС), эксперты организации за ответом обратились в Минпросвещения – на горячую линию, она работает для всех. Так вот представители ведомства пояснили, что у родителей (законных представителей) есть право на отказаться от электронного обучения, что закреплено методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  

В пункте 4 этого документа поясняется, что выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя). Форма дистанционного обучения может быть как электронной, так и неэлектронной, что подтверждается пунктом 8 тех же рекомендаций: там написано, что обучающиеся с «применением электронных технологий», и обучающиеся с применением «дистанционных образовательных технологий» учитываются отдельно.

При невозможности применения электронного обучения, говорится в методических разработках, осуществляется перевод обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам (п. 16). Альтернативная форма обучения предполагает использование печатных материалов. Перевод на индивидуальное обучение осуществляется по личному заявлению по предложенному в Минспросвещения образцу.

«Прошу организовать для моего ребенка__________________________, ученика ____ класса с __ по____ обучение на дому, без применения электронной формы обучения».

«Вместе с тем, юридически есть все основания ставить под вопрос принуждение к дистанционному обучению в принципе (даже на бумажных носителях). Мы еще вернемся к этой теме и предложим вариант обращения в школу для тех, кто склонен к продолжению очного обучения» - добавил эксперт ОУЗС.

Противники дистанционного обучения распространили в сети расширенную форму заявления об отказе от электронного формата.

В документе приводятся ссылки на Конституцию РФ, ст. 43, которая гарантирует гражданам РФ бесплатное образование без каких-либо условий, и нормативно-правовые акты, закрепляющие право выбора родителями формы предоставления государственных услуг в сфере образования. В частности, в заявлении есть ссылка на ст. 44 273-ФЗ «Об образовании» п.3, в которой закреплено преимущественное право родителей в выборе формы обучения и получения образования для своих детей, на ст. 63.  Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018), согласно которому родители имеют право выбора формы получения детьми образования и формы их обучения. Упоминается также ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 3 , согласно которой   гражданин выбирает форму получения государственной услуги по выбору заявителя, при этом электронная  форма   является дополнительной, а не  базовой. Также, прописано в заявлении, принуждение к электронной форме обучение грубо нарушает   п. 8 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006   №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,   в котором говорится о «недопустимости установления нормативными актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если  только обязательность применения определённых информационных технологий для создания  и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами». 

«Никаким федеральным законом   обязательность Электронного обучения не установлена, поэтому безальтернативное внедрение его недопустимо», - делает вывод составитель заявление Ольга Четверикова, директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ. - «Электронное обучение представляет собой   опасный и незаконный эксперимент над умственным и физическим здоровьем детей. Гигиенические нормы СанПиН для использования электронных устройств, при помощи которых будет осуществляться дистанционное обучение, в России,  не разработаны, - не установлены  нормативные значения для оценки действия на организм детей и подростков  электромагнитных полей СВЧ диапазона, являющихся основным вредным фактором использования точек доступа беспроводного интернета (WiFi). Всесторонней   и всеобъемлющей работы по выявлению возможных рисков в краткосрочной и долгосрочной перспективе использования электронного обучения для учащихся не проведено. Отсутствует обоснование безопасности новой учебной среды, связанной с использованием электронных средств обучении». 

 Ссылаясь на учёных ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко», Четверикова приводит цифры, свидетельствующие том, что ситуация со здоровьем учащихся в РФ уже катастрофическая. «У детей с 1 по 9 класс распространяются сколиоз, нервные расстройства, вегетососудистая дистония, происходит ослабление зрение слуха, ухудшение памяти.   По данным главного педиатра г. Москвы Б. М. Блохина, сегодня каждый пятый первоклассник г. Москвы имеет какие-либо проблемы со здоровьем, у 10-15% детей наблюдаются хронические патологии, после окончания школы 40% выпускников имеет по 2-3 медицинских диагноза, а 50% - вторую группу здоровья» - цитирует результаты исследований эксперт.

«Никакие форс-мажорные обстоятельства, а именно распространение коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в связи с которой  происходит переход на электронное обучение,  не могут оправдывать умышленный вред , который наносится здоровью детей и несет угрозу жизни учащихся», - констатирует Четверикова и призывает родителей осторожно и обдуманно пользоваться цифровыми технологиями в обучении детей..

Кирилл ГРАДОВ

Источник: pressaparte.ru