Русские Вести

Результаты исследования влияния мультфильмов агрессивного содержания на поведение детей


Российские психологи Н.И. Алешкин и И.А. Щукина провели исследование влияния мультфильмов агрессивного содержания на поведение дошкольников, показавшее негативные последствия взаимодействия детей с агрессивным контентом.

Участниками исследования стали 40 дошкольников группы детского сада № 44 Кировского района Санкт-Петербурга. Возраст детей – от шести до семи лет. В течение 9 дней им показывали мультфильмы: первые 3 дня дети смотрели добрые мультики («Винни-Пух», «Крошка Енот», «Ежик в тумане»), следующие 3 дня — мультики с умеренным содержанием насилия («Том и Джерри», «Микки Маус», «Ну, погоди!»), последние 3 дня — агрессивные мультики («Годзилла», «Черепашки-ниндзя», «Трансформеры»). Дети смотрели их до и после тихого часа, а потом отправлялись гулять. На прогулках присутствовал психолог, который записывал то, как они себя ведут.

Результаты оказались вполне предсказуемыми:

  • После агрессивных мультфильмов дети часто нападали на своих сверстников, чаще унижали их и в целом вели себя более высокомерно.

  • Умеренно агрессивные мультфильмы также провоцировали детей на драки или выяснение отношений, но в меньшей степени.

  • После просмотра добрых сериалов случаи нападения также фиксировались, но в очень маленьком количестве.

«Враждебно-агрессивные мультфильмы, помимо механизма активизации физической активности и чувства соперничества, задействуют еще один психологический механизм. Он состоит в актуализации эгоистических установок и стремления к власти над другими. Враждебно-агрессивные мультфильмы – слишком суровое испытание для детской психики и поэтому их лучше не показывать. Такие мультфильмы оказывают деструктивное воздействие на неокрепшие моральные установки ребенка», – отмечают авторы исследования.

В ходе эксперимента был сделан еще один тревожный вывод: образы отрицательных героев, которые дерутся и скандалят, дольше хранятся в памяти детей, чем образы положительных персонажей. Через две недели после опыта этих же ребят попросили нарисовать героев мультиков, и большинство из них рисовали терминаторов и трансформеров.

Ниже приводим отрывки из научной статьи авторов исследования: «Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста»:

Современное телевидение, кино и видео оказывают на ребенка все более интенсивное влияние, причем далеко не всегда положительное. Ребенок часто находится под воздействием персонажей и сюжетов агрессивного содержания. Родители и специалисты выражают обеспокоенность в связи с тем, что частое созерцание сцен насилия может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. Исследования американских социальных психологов показывают, что средний подросток к двенадцати годам успевает посмотреть по телевизору 100 тыс. сцен насилия.

Один из авторов статьи, И.А. Щукина, участвовала в психологической экспертизе описанного ниже случая (материалы Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 1996 г.). Брат и сестра В. (10 и 9 лет) хладнокровно убили одноклассника, нанеся ему множество колото-резаных ран ножницами. Убили за то, что брату понравилась куртка мальчика. Никаких угрызений совести и раскаяния по поводу содеянного у детей не было. А на вопрос о том, почему они так поступили, дети ответили, что увидели в одном из фильмов, как маньяк именно таким образом убил свою жертву.

Жестокостью отличаются не только фильмы, но и, казалось бы, «невинные» мультфильмы. Влияние мультфильмов агрессивного содержания на поведение детей нуждается в научном изучении и практическом регулировании. В отдельных странах действуют законодательные акты, которые имеют своей целью ограничить агрессивное влияние общества на поведение детей.

Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей пока остается недостаточно изученным – мало публикаций, научных исследований на эту тему. Но и имеющиеся немногочисленные публикации содержат важный экспериментальный материал.

Проведены лабораторные исследования, в которых установлен факт влияния агрессивных видеофильмов и мультфильмов на поведение детей. Детям 5-6 и 8-9 лет в течение трех минут демонстрировали мультфильмы агрессивного содержания. Затем их агрессивность изучалась с помощью «машины агрессии» А. Басса. Дети, просмотревшие агрессивный фильм, демонстрировали статистически значимую тенденцию к повышению агрессивности.

Эксперименты проводились и в естественных условиях. Бельгийские психологи в течение семи дней наблюдали за детьми в детском саду, устанавливая степень их агрессивности. Затем детям 8 течение пяти дней (по одному фильму в день) показывали мультфильмы агрессивного содержания. Предположение об отрицательном влиянии агрессивных мультфильмов также подтвердилось.

Проводились корреляционные исследования, в которых матерей дошкольников просили отмечать, что дети смотрят по телевизору и как долго. В это же время психологи и воспитатели детских садов наблюдали агрессивные проявления детей. Установлена прямая корреляционная зависимость между интенсивностью просмотра агрессивных фильмов и агрессивностью поведения ребенка. Причем эта зависимость проявлялась безотносительно к коэффициенту интеллектуальности ребенка и социально-экономическому положению семьи.

Исследователями предложены модели, описывающие процесс отрицательного влияния агрессивных фильмов на поведение детей. Наиболее известна модель Р. Хьюсманна. В соответствии с этой моделью чрезмерное увлечение агрессивными мультфильмами сопровождается отождествлением себя с агрессивными персонажами, усвоением опыта решения трудностей с помощью агрессии. Если деструктивный социальный опыт подкрепляется средой (семьей, сверстниками и т.д.), образуется своего рода порочный замкнутый круг.

Таким образом, проведенные эмпирические исследования выделили несколько факторов, оказывающих влияние на то, каким, отрицательным или положительным, и в какой степени, будет влияние мультфильма с агрессивным содержанием на поведение ребенка:

  • степень агрессивности содержания мультфильма и длительность воздействия;

  • личностные особенности самого ребенка и интерпретация им ситуации общения;

  • стиль родительского воспитания;

  • влияние со стороны сверстников.

Перечисленные факторы оказывают влияние в сложном сочетании друг с другом, прогноз этого влияния требует системного рассмотрения.

Получается, что созерцание агрессивных фильмов не снижает агрессивность личности, а, наоборот, увеличивает её, особенно если фильм отличается напряженностью и жестокостью.

Другое дело, что фильмы с агрессивным содержанием, являясь отражением окружающего нас мира, в котором много несправедливого и жестокого, могут помочь зрителю разобраться в жизненных трудностях. Но это происходит уже не вследствие агрессивного содержания, а как результат эстетической ценности фильма и духовных усилий зрителя.

Еще со времен Аристотеля принято говорить о катарсическом, или очищающем, влиянии произведений искусства на человека, их созерцающего. Но социально-психологические исследования влияния агрессивных фильмов свидетельствуют о следующем. Катарсический эффект, снижающий агрессивность, связан не с пассивным созерцанием агрессивных актов, а с активным от-реагированием возникающей напряженности вербаль-но или же с физическим отреагированием. Получается, что после просмотра агрессивного фильма агрессивность, наоборот, повышается и ее еще нужно отреагировать вовне.

Маленьким детям фильмы со сценами жестокого обращения лучше не смотреть – они склонны подражать поведению героев и еще недостаточно критичны в ситуации морального выбора. К сожалению, просмотра жестоких фильмов детьми трудно избежать. В этой ситуации взрослые должны помогать детям правильно воспринимать поступки персонажей фильмов и предлагать неагрессивные способы поведения. Экспериментально установлено, что рациональная интерпретация агрессивного фильма и установка на диалог значительно снижают агрессивность взрослого зрителя после просмотра фильма, однако трудно сказать, насколько выявленную тенденцию можно распространять на маленьких детей.

Источник: whatisgood.ru