Революция в обучении или мы – это и есть система



Несколько дней назад на британской выставке Bett Show-2017, как всегда, с блеском выступил сэр Кен Робинсон, автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Публикуем перевод его выступления.

Как уже упомянули докладчики передо мной, я выступал с речью на одной из конференций TED Talk порядка десяти лет назад, и создается впечатление, что ее слышали абсолютно все. Не сочтите это за комплимент самому себе. Так вот, я в этой речи (да и в процессе всей своей работы) пытался донести следующую мысль: дети - очень креативные, изобретательные и способные существа, но при этом эти качества (с которыми они рождаются) далеко не всегда правильно развиваются. Их развитие - это дело воспитания и образования. И я всегда говорил, что наша современная система образования попросту не подходит для развития тех талантов, которые нужны нынешнему обществу.

Подумайте сами: дети обожают учиться, узнавать что-то новое. У некоторых из вас есть дети, а все остальные, скорее всего, их видели. Так вот: когда ребенок рождается, это - бездонная упаковка возможностей. И они обожают учиться, при этом они учатся даже без вашего непосредственного участия. Подумайте сейчас, чему ребенок учится в первые полтора года своей жизни. Например, они учатся говорить. Если подумать, обучение речи и языку - вещь крайне сложная, люди, изучавшие в своей жизни иностранный язык, меня поймут.

Приведу пример из своей жизни. Я учил французский язык в школе, и обожал своего учителя французского. Так вот, даже при том, что я любил уроки французского и у меня был грамотный учитель (у него даже жена была француженка), я выучил язык, мягко говоря, не идеально.

А теперь представьте себе, что новорожденный ребенок выучивает родной язык за 18 месяцев, и даже если он вырастает в среде, где говорят на нескольких языках, он овладевает ими всеми. При этом вы его языку специально не учите. Почему? Потому что, скорее всего, вы бы не смогли, даже если бы захотели: это слишком сложно, у ребенка не было бы на это времени, а у вас - терпения.

Вкратце это работает примерно так: ребенок слышит, как его папа произносит некие звуки. Эти звуки не случайны: они обозначают имена вещей (мы называем их существительными). В течение следующего года ребенок выучит примерно 5000 таких звуков. Некоторые из этих звуков обозначают не сами вещи, а то, что мы с ними делаем (мы такие звуки называем глаголами), а если немножко поупражнять свой голос, то можно сказать не только то, что мы делаем, а то, что мы делали (в прошлом) или сделаем (в будущем). Только дети воспринимают все это подсознательно.

Что меня всегда интриговало (и до сих пор интригует) - это то, что хоть дети и любят учиться, далеко не все любят, когда их учат. И я убежден - проблема в том, что современные школы не развивают это «желание учиться». И многие дети (и в дальнейшем подростки) проходят через школу, думая, что они ни на что не способны, - и не потому что это так, а потому что школа не нашла, на что же они способны.

Проблема - в системе. Потом мы третируем наших детей за то, что в рамках этой проблемной системы они существуют с трудом.

Если вы создаете систему для чего-то конкретного, - не удивляйтесь, если именно это вы и получите. И если вы создаете образовательную систему, основанную на унификации, дисциплине и ничтожности человеческой жизни - не удивляйтесь, если именно эти идеалы будут в головах учеников.

Современная школьная система построена на очень узком определении «способного», а значит, - и на очень широком определении «неспособного».

Еще один пример из жизни: когда я был ребенком, я ходил в школу «для детей с особыми потребностями» (хотя она так и не называлась). Там были дети с разными болезнями: астма, гидроцефалия, сердечные проблемы, люди перемещались на колясках, костылях... При этом спроси любого учителя этой школы - и он ответит, что особо не ожидал, что кто-то из учеников чего-то добьется в жизни. Почему? Потому что их физические проблемы мешали им стать «способными» согласно тому узкому определению, которое устоялось в обществе. И подобное отношение свойственно абсолютному большинству.

Перейду ближе к теме. За последние несколько лет разные чиновники в разных странах пытались разными способами «улучшить образование». И получалось не очень - в первую очередь потому, что эти чиновники, как правило, не имеют ни малейшего понятия, как учить детей. Два самых популярных способа «улучшения» - это стандартизация (унифицированные программы, экзамены) и конкуренция (учеников в классе, учителей, школ, стран между собой). И оба эти подхода обречены на смерть, и наш долг - как родителей и причастных - сопротивляться этому и пытаться гуманизировать образование. Надо не забывать, что человек - превыше всего. Забыв это, мы теряем самих себя как людей.

И это не только возможно - это уже потихоньку происходит. Происходит медленно, но эта революция - настоящая, «снизу». Это как с однополыми браками: их разрешили не потому, что парламент собрался и сказал «наверно, настало время их разрешить», а потому что обычные люди собрались и дали государству понять: «Ну пора уже!»

Почему система такая узконаправленная? Государство вам скажет, что причины - экономические («так дешевле и продуктивнее»), но я еще не встретил ни единого экономиста, который бы поддержал эту систему. К тому же, несмотря на то, что эта система, мол, «готовит подростков к жизни», уровень безработицы среди молодежи продолжает расти (естественно, образование - не единственная причина, но это и не решение проблемы тоже).

Мне часто говорят: «Я слышал вашу речь на TED, но вы только сказали, кто виноват, а не что делать!» А решение не обязательно должно быть единым: важно просто дать учителям делать их работу, находить индивидуальные подходы в зависимости от условий. Но у меня есть и свое предложение - перестать разделять детей по возрасту. Нигде в мире не разделяют людей по возрасту, кроме как в школе. Дети учат разные предметы разными темпами, и это далеко не так серьезно коррелирует с возрастом, как многие думают.

Стоит также заметить, что интересы детей, в особенности игровые интересы, меняются с течением времени. Я свято убежден (как и многие), что игра очень важна для развития ребенка, и моя организация недавно провела исследование: мы спросили родителей, сколько времени их дети проводят на улице, играя: без строгого присмотра, просто гуляя на игровой площадке и взаимодействуя с другими детьми. Как оказалось, в среднем - это меньше часа в день. Для сравнения, британские законы требуют, чтобы даже в самых строгих тюрьмах заключенным отводили минимум два часа на улице, вне своих камер. Наши дети практически сидят под стражей в своих домах! Причин тому несколько: параноидальные родители (которые не хотят оставлять ребенка без присмотра ни на секунду, особенно на улице), развитие видеоигр, но в том числе - давление образования.

Поясню. В последнее время в медицинских словарях появился термин СДВГ - синдром недостатка внимания и гиперактивности. Его диагностируют всем подряд и выписывают рецепты на страшные лекарства, просто, если ребенок не в состоянии усидеть смирно за партой. Вопрос стоит: неужели это так плохо? Если ребенок хочет двигаться - может, ему разрешить? Детей принуждают сидеть за партами, не двигаясь, большую часть дня, и это деструктивно влияет на их активность. Поэтому я всегда был сторонником «уличных дней», когда детей выпускают на улицу и проводят все уроки на открытом воздухе, в более свободной атмосфере.

Итак. Что с этим делать? Повторюсь: я убежден, что каждый человек рождается очень талантливым, но эти таланты - это как полезные ископаемые: они зарыты глубоко под поверхностью, их надо оттуда достать и обработать. Если ребенок вырастет в семье, где говорят на четырех, пяти языках - он выучивает их все, и не потому, что у него есть талант к лингвистике, а потому что он в них погружен с самого детства. Но это надо развивать, и это, конечно, зависит от родителей.

Еще момент. Мне нравится такая метафора: каждый человек живет в двух мирах одновременно. Один мир - физический, «внешний», который нас окружает, - он существует независимо от нашего существования. Он был до нас и, скорее всего, будет после нас. Но есть и второй мир - внутренний, духовный - который существует только благодаря нам. Он появился, когда мы родились, и исчезнет (либо изменится до неузнаваемости) с нашей смертью.

Наши школы полны информации о «внешнем» мире, но «внутреннему» уделяется слишком мало внимания. А именно «внутренний» мир определяет, интересно ли нам обучение или нет, нашу самооценку, понимание, чего мы стоим. Школы идут по пути стандартизации и «упаковки» образования в несколько узких дисциплин, но это происходит за счет того, что «внутренний» мир каждого человека (на который он в основном и опирается) отодвигается на второй план.

Я хочу привести свое определение «образования», но сначала надо упомянуть, что «образование» и «обучение» - термины по умолчанию субъективные. Разные люди понимают под этим разные вещи, и это нормально. Это как «свобода» - для разных людей определение «свободы» различается. Так что я приведу свое, но не думайте, что вы должны думать так же.

Так вот: цель образования, по-моему, - дать ученикам возможность понять мир вокруг них, а также их собственные таланты, чтобы они стали устоявшимися личностями и активными гражданами.

Еще один пример из жизни. Я в прошлом году был на одном образовательном саммите в Ванкувере и мне выпала честь быть модератором пленарного заседания - оно называлось «Мир во всем мире через мир в самом себе». Я посмотрел программу, и там было сказано, что на заседании будет выступать специальный гость - Далай Лама. Тот самый. И мне нужно было его представить. Надо понимать, что он - представитель рода Лама, которому больше 2000 лет, в 16-м поколении, так что сказать надо было многое. Но потом до меня дошло, что его вообще не надо представлять - никто же не подойдет к Далай Ламе и спросит: «Вы - какой из Далай Лам?». Если ваше имя начинается с «тот самый», наверно, вы устоялись в обществе.

Он сказал многое, но вот что мне запомнилось: «То, что вы просто родились - это чудо, так что проведите жизнь соответствующе». И ведь если подумать - что привело к моему рождению? Два абсолютно незнакомых друг с другом человека встретились в ливерпульском пабе сто с лишним лет назад, понравились друг другу, поженились, родили детей, дети выросли, нашли своих вторых половинок, родили своих детей... и так далее. Вероятность, что эта цепочка событий произойдет и приведет к моему рождению - исчезающе мала.

Но многие проживают жизнь, можно сказать, зря, так и не поняв свое предназначение и не «найдя себя». Согласно статистике, вторая по частоте причина депрессии - именно это «ощущение бесполезности», и многие люди проводят всю жизнь в таком состоянии. И мне кажется, что в этом и должна быть цель образовательной системы - помочь людям «найти себя». К сожалению, пока эта цель не достигается.

Меня многие спрашивают: «А как ты изменишь систему?» А очень просто - мы все ее меняем! Мы - это и есть система. Сконцентрируйтесь на своих детях, не дайте им быть «проглоченными» системой - и вы уже внесли вклад. Если так поступят достаточно семей - и вся система изменится. И эта «революция снизу» уже потихоньку происходит.

Спасибо.

Перевод - Михаил Лаврентьев

Источник: pedsovet.org






войдите VkontakteYandex
символов осталось..


Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.