Раскрутить спиннер



Как подростковую игрушку превратить в интеллектуальный проект

Мир захватили спиннеры. Миллионы детей и взрослых вертят в руках простенькую игрушку, состоящую из подшипника в центре и трёх (реже двух) лопастей. Пик эпидемии пришёлся на лето: сейчас гаджеты продаются даже в продуктовых киосках и супермаркетах — словно товар первой необходимости. Редакция «КШ» решила не оставаться в стороне и рассказать о спиннере с точки зрения разных наук. Подозреваем, что вслед за спиннер-эпидемией начнётся спиннер-война. Когда подростки чем-то фанатично увлекаются, у взрослых возникает не менее страстное желание эту штуку запретить. В некоторых школьных округах США этот запрет уже введён: дескать, мешает, отвлекает, создаёт нездоровый ажиотаж. Не исключаем, что репрессивные меры будут приняты и у нас в стране. Однако редакция «КШ» уверена, что даже бесполезный гаджет можно использовать на благо науки и образования. Мы представили, как могли бы проходить уроки, если бы учителя рискнули посвятить их спиннеру.

Урок истории

Учитель (оглядывает класс с ироничной улыбкой):

— Господа мои, я вижу у вас в руках спиннеры. Так... Не торопитесь их убирать. Сначала ответьте на вопрос: кто изобрёл этот объект материальной культуры?

Ученики достают смартфоны, полминуты читают Википедию, потом наперебой начинают отвечать:

— Его придумала инженер Кэтрин Хеттингер. Она была в Израиле и увидела, как арабские подростки камни в полицейских кидают. Вот она и захотела сделать игрушку, которая бы людей отвлекала и успокаивала. В общем, за мир против войны.

— Она спиннер не для этого придумала! У неё дочь больна какой-то редкой болезнью и почти не может двигаться.

— Неправда! Хеттингер не изобретатель спиннера. Это другой американец — сейчас посмотрю... Вот, Скотт Маккоскери. Он изобрёл вращающееся устройство из металла, которое помогало ему не волноваться во время конференций и переговоров. Так написано.

— Всё не так! Спиннер придумал...

Учитель:

— Господа, господа... Вы все по-своему правы. Но, увы, не всегда можно сказать: «Вот это изобретатель, а все остальные — самозванцы». Один придумал идею, другой её доработал, третий сделал первое устройство, четвёртый организовал производство, пятый устранил недостатки, которые мешали это изобретение использовать. Так было и с автомобилем, и с лампочкой, и с компьютером.

Со спиннером всё ещё мудрёнее. Дело в том, судари мои, что его прототипы появились в глубокой древности. Конечно, они отличались от современных игрушек, но суть была та же: некий предмет вертелся, благодаря чему сохранял устойчивость на одной точке опоры. Самые известные примеры — волчок и юла. Смотрите, мои панове, на экран.

Включает презентацию. На слайде изображения волчков разных времён и народов.

— Был такой советский педагог Ефим Аркин. В 1930-е годы он написал книгу об истории детской игры. Там есть список предметов, которые он называет «изначальными игрушками». Кроме кукол и игрушечных луков со стрелами туда попали волчки, то есть древние аналоги спиннеров...

Следующий слайд: глиняные игрушки из святилища в Фивах.

— Например, в коллекции Лувра есть глиняные кубари V века до нашей эры, найденные при раскопках святилища в Фивах. Они раскручивались не пальцами, как спиннер, а с помощью верёвки, подобно игрушке йо-йо, невероятно популярной ещё лет десять назад.

Когда появились первые волчки, я точно сказать не могу, уж простите, джентльмены. В популярной литературе говорится, что они были и в Древнем Египте, и даже у первобытных народов. Но мы ведь доверяем только научным источникам, правда?

Даже если мы видим предмет, подозрительно напоминающий спиннер, это ещё не значит, что перед нами безобидная игрушка, а не древнее оружие.

На экране изображение ниндзя.

— Взгляните, синьоры, на некоторые японские хира-сюрикэны, которые использовали ниндзя. Ничего не напоминает? А вот и древнейший «спиннер» — найденная при раскопках месопотамского города Эшнунна треугольная глиняная фигурка. Нет-нет, это вовсе не игрушка. Специалисты говорят, что навершие древней булавы. Правда, зачем её сделали из столь хрупкого материала, как глина, остаётся загадкой.

Наши предки, к счастью, не настолько любили запутывать потомков-археологов. Здесь я бы сослался на анализ коллекции предметов, найденных во время раскопок Новгорода...

На слайде фотография новгородских находок. Одна из них смутно напоминает современный спиннер.

— Историки из МГУ, которые изучали эту коллекцию, пишут: «Использование в детской забаве деревянных волчков-кубарей этнографически известно. Волчок имел в верхней части специальную выемку, на которую наматывалась бечева. Резким рывком бечева разматывалась и придавала вращение остроконечной игрушке на плоскости. При определённых навыках, а такими мальчишки обладали, бечёвкой можно было подстёгивать волчок, продлевая его вращение. Победитель определялся длительностью вращения игрушки». Как вы думаете, граждане, сколько таких предметов в новгородской коллекции?

Ученики:

— Один!

— Десять!

— Сто!

Учитель:

— Семьсот. Да, товарищи, семьсот! Можно сказать, что эти игрушки были популярны в средневековом Новгороде, как сейчас спиннеры. Кстати, интересно, что рассказали бы о нашем времени археологи, если бы проводили раскопки лет эдак через тысячу? Никто не хочет сделать на эту тему небольшой доклад?

Звенит звонок. Учитель:

— Спасибо, коллеги, с вами было весьма интересно.

Урок биологии

Учитель (возмущённо):

— Ну что, наигрались? Можно урок начинать? Меня тут просили сказать пару слов о спиннерах. Ну да, надо всё через простые игрушки объяснять, иначе не поймёте Скажу главное: матушка-эволюция придумала всё раньше человека. Нам лишь остаётся копировать её великие изобретения. Посмотрите в окно. Что это за дерево?

Кто-то из учеников, неуверенно:

— Клён?

Учитель:

— Хорошо, что хоть ёлкой не назвали. Это клён остролистный, Acer platanoídes. Обращали хоть внимание на его плоды? Они отдалённо напоминают этот ваш спиннер с двумя лопастями. Падая с дерева, плод начинает вращаться. Возникают сложные аэродинамические эффекты, подобные тем, что позволяют самолётам и вертолётам держаться в воздухе. Впрочем, в физике вы явно не сильны.

Какое эволюционное преимущество получает дерево, благодаря такому приспособлению? Вы вертите эту штуку в руках, чтобы свою крутость показать, а зачем вертеться плодам клёна?

Ученики:

— Ему так приятнее.

— Чтобы о землю не удариться.

— Насекомых привлекать.

Учитель:

— Ещё глупее ответы будут? Благодаря вращению плод клёна опускается медленно, его подхватывает ветер и уносит дальше от материнского дерева. Таким образом клёны могут распространить семена по гораздо большей территории. Похожие приспособления имеют многие деревья и кустарники, есть даже такой тип сухого плода — крылатка.

На этом прощаемся с дурацким спиннером и переходим к теме урока. Запишите в тетради: покрытосеменные растения...

Урок физики

Учитель (раскручивая в руках спиннер):

— Так! Мир в очередной раз сошёл с ума и с упорством, достойным лучшего применения, крутит эти дурацкие спиннеры. Но если остальные делают это просто так, мы будем — с глубоким физическим смыслом. Итак, ключевые слова: прецессия, гироскопический эффект, закон сохранения импульса, угловая скорость, центробежная сила... Вам же всё это хорошо знакомо? Не нужно объяснять?

Из дальнего угла доносится нерешительное:

— Ой...

Учитель:

— О! Испугались?! Это хорошо. Ладно, начнём с самого простого. Берём в руки спиннер, начинаем крутить, а точнее, сообщаем этому телу момент импульса. Засекаем время — сколько у кого прокрутится. Говорят, мировой рекорд больше десяти минут. Это много, но рано или поздно спиннер всё равно останавливается. Почему?

Ученики:

— Энергия кончилась.

— Он устал.

— Там где-то трение...

Учитель:

— Ну, про усталость это вы учителю физкультуры рассказывать будете. Про энергию в принципе верно, но очень общо. А вот про трение — правильно. Записывайте: сила трения — это сила взаимодействия между соприкасающимися телами, препятствующая перемещению одного тела относительно другого. Записали?

Трение бывает разных видов. Попробуйте кто-нибудь сдвинуть этот книжный шкаф. Не получается? Вот! Ничего удивительного. А теперь возьмите свои спиннеры, крепко зажмите их и попробуйте раскрутить, подув. Дуем со всей силы. У большинства, я вижу, не получилось. Ага! В обоих случаях вы столкнулись с трением покоя.

Записывайте: трение покоя возникает между двумя контактирующими телами и препятствует их движению друг относительно друга. Когда вы толкаете шкаф к двери, эта сила действует в обратном направлении и оказывается больше, чем сила, приложенная вами. Заметили?

Теперь попробуйте сдвинуть с места парту. Так! Только без фанатизма! Вы почувствовали силу трения скольжения, которое тоже возникает между соприкасающимися телами, но при их движении друг относительно друга. Кстати, вопреки расхожему мнению эта сила практически не зависит от площади того, что вы тащите. Её определяют другие факторы: материалы трущихся поверхностей и сила давления тел друг на друга. Поэтому тащить санки по льду легче, чем парту по линолеуму.

Ещё легче катить что-то на колёсиках. Да? Это третий вид трения — трение качения. Запишите это словосочетание. Данная сила возникает, когда одно из тел перемещается вдоль другого, вращаясь вокруг своей оси. Внутри спиннера стоит подшипник — два кольца с помещёнными между ними шариками или цилиндриками. Они и катаются.

Сила трения качения обычно намного меньше силы трения скольжения. Не зря же наши далёкие предки изобрели колесо. Согласны? Правда, всё зависит от поверхности. По снегу на велосипеде ездить невозможно, а на лыжах вполне себе. Ведь как возникает трение качения? Крутящееся тело всё время чуть-чуть прогибает поверхность, по которой движется. Получается, что ему каждый раз нужно выбираться из маленькой ямки и тратить энергию на деформацию. Вот!

В спиннерах стоят подшипники из металла, пластика или керамики. Чем твёрже материал и чем глаже его поверхность, тем меньше будет трение. Например, когда и катящееся тело, и поверхность сделаны из закалённой стали, коэффициент трения у них 0,01, а у резиновой шины на бетонной дороге — 15–35.

Но! Представим себе, что подшипник спиннера сделан из некого фантастического металла — абсолютно гладкий, абсолютно твёрдый. Трение качения равно нулю. Скажите, а в этом случае спиннер будет крутиться бесконечно долго?

Ученики:

— Вряд ли.

Учитель:

— Верно! Ведь существует ещё одна сила — сопротивление среды, жидкой или газообразной. В воде вы спиннер не очень-то раскрутите. На воздухе легче, но газ тоже сопротивляется. Эта сила зависит и от площади движущегося тела, и от его формы, и от других факторов.

Теперь давайте представим совсем уж фантастический спиннер. Представили? Его подшипник сделан из суперметалла и находится в абсолютном вакууме. Никакого трения, никакого сопротивления. Вращение станет бесконечным? Да?

Нет! Потому что даже идеальный шарик будет касаться поверхности хотя бы одним атомом, а значит, вступит во взаимодействие с теми атомами, из которых эта поверхность состоит. Кстати, здесь речь уже напрямую идёт об электромагнитном взаимодействии, которое вместе с гравитацией лежит в основе всех тех сил, о которых мы говорили.

Но чую нутром, что скоро звонок. Поэтому записывайте задачки на дом. Они непростые, что называется, на подумать. Готовы?

Первое: как высота звука, издаваемого спиннером, зависит от скорости его вращения? Почему?

Второе. К спиннеру прикладывают силу F, и он вращается в течение времени t. Какую силу надо приложить, чтобы он вращался по времени вдвое меньше? Что для этого нужно ещё узнать?

Третье. У вас есть спиннер с двумя лопастями и есть с тремя. Сделаны они из одинаковых материалов. К ним прикладывается одна и та же сила F. Какой из спиннеров будет крутиться дольше?

Вот!

Звенит звонок.

Урок ОБЖ

Учитель основ безопасности жизнедеятельности (с суровой улыбкой):

— Так! Сели на свои места! Затихли! Я вижу многие вертят сейчас спиннер. Надо бы их запретить. И я запрещаю. Но тем, кто будет хорошо работать на уроке, может быть разрешу. Или нет. Но давайте ближе к теме.

Тут недавно в вашем Интернете новость была. Дескать, спиннеры смертельно опасны. Некая десятилетняя девочка из Техаса сидела на заднем сиденье машины и играла с этой штукой. Доигралась. Одна деталь отлетела и попала ей в рот. В итоге она чуть было не задохнулась и врачам пришлось немало помучиться, чтобы детальку из трахеи вытащить. О чём это говорит?

Ученики собираются что-то сказать, но не успевают, потому что учитель тут же сам отвечает на свой вопрос:

— Это говорит о том, что любая вещь может быть опасной. Если мозгов нет. Можно и маникюрными ножницами случайно вену пропороть, и авторучкой глаз выколоть.

Так. Достали тетради и ручки. Сейчас будем практическое задание делать. Всем сочинить подробную инструкцию: «Правила общения со спиннером». Ваша задача: предусмотреть максимальное количество разных ситуаций. Это знаете, как какая-то американская бабуся запихнула своего кота в микроволновку, чтоб просушился. Кот, естественно, сдох. Старушка, конечно, не очень адекватная была. Но всё равно, с тех пор в инструкциях к микроволновым печам с тех пор всегда пишут: «Непригодны для сушки домашних животных».

Это я к чему? К тому, что вы должны продумать все возможные риски. Поехали. У вас двадцать минут.

Ученики начинают писать. Через двадцать минут звенит звонок. Учитель:

— Кладём листочки с работой мне на стол. Я по списку проверю, кто не сдал. И марш на перемену спиннеры крутить!

Урок обществознания

Учитель (слегка смущённо):

— Здравствуйте. Если вы не против, я бы хотел обсудить такую проблему: каким образом явление культуры — допустим, мода на игрушку — распространяется по миру? Взять тот же спиннер. У меня этим летом знакомые отдыхали в Таиланде. И там на рынках уже были специальные лотки со спиннерами — их продавали как фрукты или лепёшки. Смотрите, буквально за несколько месяцев спиннер-эпидемия из США и Западной Европы докатилась до Восточной Азии. Казалось бы, совершенно разные религии, традиции, культура, уровень жизни, наконец. Но всё тот же спиннер. Какие будут мнения? Да, чтобы друг друга не перебивать, пусть говорит только тот, у кого в руках спиннер. Держите.

Ученики по очереди:

— Мне кажется, это потому, что западные страны навязывают свои стандарты всему миру. Они вынуждают всех смотреть своё голливудское кино, жевать жвачку, носить джинсы. США выгодно, чтобы все плясали под их дудку. Ничего личного — только бизнес.

— Я тоже так думаю. Кто сильнее и наглее, тот свои игрушки везде пропихивает. Взять всё ту же куклу Барби, которая задаёт всем американские стандарты красоты.

— Подозреваю, что тут всё дело в Интернете, который сейчас везде доступен. Кто-то снял ролик со спиннером, выложил его в YouTube и понеслось по всему миру...

Учитель:

— Большое спасибо, коллеги! Подозреваю, что каждый из вас по-своему прав. Но мне кажется, что явление массового увлечения спиннерами имеет более сложную основу. Я тут специально подобрал несколько цитат из научных статей. Они не про спиннер, а про волчок, который с точки зрения физики очень на него похож и к тому же получил такое же всемирное распространение.

Если вы не против, я процитирую Галину Дайн, советского специалиста по истории игрушки: «В его сонном гудении, в скользящем движении, долгом и ровном, чудились когда-то предкам неземные звуки. Его и употребляли на праздниках в честь мёртвых. Но тот же волчок был одной из любимейших игрушек в Египте, Сиаме, Бирме, у эскимосов и у негров Южной Америки, где его погоняли кнутиком и бежали за ним. Изготовление волчков было простым. У племён Восточной Африки их делали из круглого кусочка тыквенной корки, в которую продевали палочку, у индейцев — из восковой пластинки или пустого плода, насаженного на палочку».

Позволю себе ещё одну цитату, на этот раз из работы Анны Чёрной, она — доктор психологических наук, заведует кафедрой в Южном федеральном университете: «На севере Китая мальчики упражняются в пускании по льду деревянного или металлического волчка чоу-га, непрерывно подстёгивая его нагайкой. Осетинские дети, вращая с помощью кнутика волчок на льду, увеличивают его скорость до тех пор, пока вращение становится незаметным. В этом положении о волчке говорят, что он стоит как "невеста". Карачаевские и балкарские дети играют с костяной юлой (хайнук) и кубарем (чинеж), вращая их зимой на льду ременным или верёвочным прутиком. Малайзийские дети, запуская деревянные волчки в очерченный на земле круг, выбирают победителем игрока, чей волчок остановится позже всех. В аргентинской игре The longest spin (самое длинное вращение) дети соревнуются в длительности вращения нескольких одновременно запущенных волчков».

Простите за длинную цитату. Надеюсь, вы поняли главное: Южная Америка, Восточная Азия, Кавказ, Крайний Север — вращающиеся игрушки распространены по всему свету, и вряд ли кто-то мог навязать их извне. Роль интернета тоже не стоит преувеличивать: во времена древних греков YouTube ещё не было, а волчки уже были. Так почему же определённые формы игры остаются популярными на протяжении многих веков?

Ученики:

— Они прикольные!

— Людям нравится что-то вертеть.

— Родители учат детей, а те своих детей...

Учитель:

— Большое спасибо за высказанные мнения. Но понятия «прикольно» и «нравится» не вполне объясняют истоки явления. Почему что-то кажется «прикольным»? Почему что-то начинает «нравиться»? Однозначный ответ дать нельзя — в социальных науках так часто бывает: нет единственно правильного решения, только гипотезы.

Например, знаменитый советский психолог Даниил Эльконин писал, что на ранних стадиях развития общества человек был вынужден добывать огонь трением, а непрерывное трение лучше всего получается при быстром вращении. К тому же нужно было делать отверстия, чтобы строить жилища, мастерить сани или какие там ещё устройства были... Таким образом, крутить волчок означало имитировать взрослую деятельность. Убедительно?

Но не нужно забывать, что Эльконин был советским психологом и придерживался марксисткой парадигмы. Могут быть и другие точки зрения. Например, можно порассуждать о символической роли крутящегося предмета, его использовании в мистических практиках и ритуалах. Или другое обоснование: когда мы смотрим на что-то мелькающее, то впадаем в состояние транса, эдакую облегчённую версию гипноза...

Учитель, читая что-то в смартфоне:

— Простите, что отвлёкся. Это я спрашивал о древних спиннерах знакомого археолога из МГУ, Владислава Житенёва. Вот что он мне ответил: «Вопрос об игрушках очень сложный. Чаще всего неясно, игрушка перед нами или символическая (ритуальная и т. п.) вещь. Аргументации в большинстве случаев не хватает. А тот факт, что вращающиеся (крутящиеся) предметы встречаются в разных культурах, обусловлен, мне кажется, общими психологическими закономерностями, имеющими глубокие, едва ли не биологические, корни».

Звенит звонок. Учитель:

— Минуточку, совсем немного осталось. Объяснение популярности спиннера кроется в том, что у человека есть базовые психологические потребности, и когда появляется нечто, что их хорошо удовлетворяет, оно быстро становится массовым. Хотя согласен с вами: без эффекта подражания, интернета и других факторов дело не обошлось...

Что-то я увлёкся. Простите. Если вам не сложно, запишите домашнее задание: подготовить доклад об игрушке, которая стала вдруг невероятно модной. Описать хронику распространения, подумать о причинах популярности. Ну, например, кубик Рубика, покемон-го, йо-йо. Можете свой вариант предложить, не хочу навязывать. Спасибо! Да, верните мой спиннер!

Урок ИЗО

Ученики:

— Вы тоже про спиннер будете?

Учитель рисования (слегка отстранённо):

— Почему бы и нет? Любой объект может вдохновить художника. Я подготовила несколько заданий, связанных со спиннером. Сначала расскажу о них, а потом можете выполнять — в любом порядке.

Итак, первое задание. Посмотрите внимательно на спиннер. А теперь изобразите его вращение. Мне важно, чтобы вы научились передавать движение, превращать динамическое в статическое. Здесь нет одного правильного решения. Попробуйте разные способы.

Второе. Возьмите устройство с двумя лопастями, би-спиннер, и оклейте его лопасти бумагой разных цветов. Покрутите. Видите, цвета как бы смешиваются? Теперь задание: какими базовыми цветами — красный, жёлтый, синий — нужно оклеить лопасти би-спиннера, чтобы получить фиолетовый, зелёный, оранжевый? Это просто. Затем поэкспериментируйте с обычным спиннером, у которого три лопасти. Попробуйте получить, допустим, коричневый или бирюзовый. Какие цвета для этого нужны?

Ну и последнее. Изобразите спиннер в манере любого из художников, который вам нравится: Пикассо, Сальвадора Дали, Моне, Врубеля — кого угодно. Готовы? Приступаем!

Ученики рисуют.

Звенит звонок.

Учительница собирает листки с рисунками.

Урок математики

Учитель (динамично):

— Так, не теряем время — записываем условия задачи. Сначала лёгкая, для разминки. Имеется спиннер с тремя лопастями. Каков угол между лучами, идущими из центра к крайней точке лопасти. Записали? Решили?

Ученики:

— 100 градусов?

— 60 градусов?

— 120 градусов?

Учитель:

— Правильный ответ: 120 градусов, задачка на уровне младшей школы. Не думайте, что дальше будет так же легко. Предположим, что спиннер вращается со средней скоростью 50 оборотов в секунду. Обозначим как А крайнюю точку лопасти — ту, что расположена дальше всех от центра вращения. Центр обозначим как В. Известно, что отрезок АВ составляет 4 см. Какое линейное расстояние пройдёт точка А за одну минуту? И как это соотносится со средней скоростью автомобиля?

Надеюсь, с этим вы тоже справитесь. Поэтому ещё чуть усложню условия. Обычно скорость вращения — угловую скорость — измеряют не через число полных оборотов, а радианами в секунду. Радиан — это угол, соответствующий дуге, длина которой равна её радиусу. Теперь раскручиваем спиннер так, чтобы крайняя точка его лопасти за секунду проходила путь в 3 метра. Вычисляем угловую скорость в радианах в секунду. Предупреждаю: там фигурирует число p, поэтому точное значение вы не найдёте, достаточно будет до сотых долей. Всё понятно? Решаем!

Урок русского языка

Учитель (торжественно):

— Здравствуйте, мои дорогие! Рада вас видеть! Перед тем как мы перейдём к теме урока, я бы хотела поговорить о тех забавных штуках, которые вы всё время крутите в руках. Как они называются?

Ученики (хором):

— Спиннеры.

Учитель (с наигранным возбуждением):

— Отлично! Подозреваю, что пока этого слова нет ни в одном из словарей. Оно совсем новое. Как такие слова называются?

Ученики (почти хором):

— Неологизмы.

Учитель (восторженно):

— Молодцы! Есть данные, что в развитых языках за год появляется чуть ли не десять тысяч новых слов и устойчивых словосочетаний. Но большинство из них быстро выходит из оборота. Не знаю, как будет со спиннером... Кстати, ребята, из какого языка пришло это слово и от какого корня образовалось?

Ученики (нестройным хором):

— От английского to spin. Это значит «крутить, вертеть».

Учительница (ещё более восторженно):

— Какие же вы умницы! Как хорошо подготовились. Ну а кто мне подскажет, какие слова с этим корнем уже вошли в русский язык?

Ученики (неуверенно):

— Спина?

Учитель (радостно):

— Здесь всё сложно. Происхождение слова «спина» в русском языке до конца не ясно. Возможно, оно попало к нам из польского, а туда — из латинского. На латыни spina — позвоночник. Я не исключаю, что spin в языках германской группы того же происхождения, хотя имеет немного иной смысл. Но, может, кто-то вспомнит слова, в которых корень «спин» связан именно с вращением?

Одинокий голос:

— Спиннинг?

Учитель:

— Великолепно! Именно спиннинг! Если кто не знает, это удочка с катушкой для лески. Когда рыба клюнула, надо быстро-быстро эту ручку крутить. Может, ещё слова знаете? Есть одно очень известное...

Тишина

— Ничего страшного. Наверное, вы его не назвали, потому что на физике эту тему ещё не проходили. Это слово «спин», свойство вращения частицы. Спином обладают и атомы в целом, и протоны, и электроны, и кварки. Это очень важное физическое понятие — сама я его до конца не понимаю.

Сходный корень имеет и слово «шпиндель» — вал, который может вращаться в разные стороны. Происходит от немецкого Spindel — веретено. Слова очевидно имеют общее происхождение, тем более что английский и немецкий относятся к одной группе. Ещё я бы хотела рассказать...

Звенит звонок. Учитель:

— Вот вам, ребята, задание на дом. Представьте, что спиннер придумали в России. И решили не использовать для его обозначения иностранных корней. Как бы тогда назывался этот предмет? Пофантазируйте, я верю в ваше языковое чутьё.

Урок литературы

Учитель (деловито):

— Здравствуйте! Открываем тетради, записываем тему. Так... С чем вы играете? Дайте сюда. Это что?

Ученик:

— Спиннер.

Учитель:

— Не очень понимаю, что это за штука. Но вижу, она вас увлекает, вызывает азарт. В каких произведениях русской литературы встречается эта тема?

Ученики:

— «Пиковая дама» Пушкина.

— «Игрок» Достоевского.

— «Маскарад» Лермонтова.

— «Бег» Булгакова...

Учитель:

— Неплохо. Вижу, за лето вы что-то успели прочитать. Но вернёмся к теме урока, записывайте: «Метафора как литературный приём в русской литературе». Рассмотрим образ вращающегося предмета....

«Молитва с чётками тоже вводит в транс...»

// Виктор Богомолов, клинический психолог, психотерапевт

...Ритмичные однообразные движения действительно способствуют погружению в трансовое состояние. В этом смысле спиннер напоминает чётки: автоматические вращательные движения, повторяющиеся действия... Молитва с чётками ведь тоже вводит в транс.

Вообще, мы редко находимся не в изменённом состоянии, просто изменения бывают разные, в том числе по глубине. Это практики разгрузки психики, они вшиты в неё изначально. Человек уже в древности часами рассматривал облака и глядел на огонь. Это тоже переключение, форма транса.

Выходит, у нас есть потребность впадать в транс. Зачем? Чтобы отдохнуть. Исследования показывают, что в этот момент меняется активность мозга. Есть даже мнение, что человеку необходимо в течение дня проводить некоторое время в таком «медитирующем» состоянии. Та же мечтательность — вы представляете себя на берегу моря или грезите о каком-то событии — одна из форм транса. Общие черты его: человек фокусируется на чём-то как бы постороннем, отвлекаясь от текущей ситуации.

Почему именно спиннер стал таким нереально популярным гаджетом, хотя есть много других способов отключиться от реальности? Парадоксально, но его ценность заключается в отсутствии продуктивности. Были какие-то статьи, что спиннер полезен для детей с СДВГ... Но я сильно сомневаюсь. Ценна именно бесполезность этой игрушки. Это легальный способ побыть непродуктивным в мире, помешанном на продуктивности. И, может быть, для взрослого человека это фрагмент детства.

Гироскоп в твоих руках

// Дмитрий Побединский, выпускник МФТИ, ведущий видеоблога «Физика от Побединского»

...Спиннер — это частный случай гироскопа, подобно юле или волчку. Как и в гироскопе, его ось очень устойчива к внешним воздействиям, что позволяет доказать вращение Земли. Если поместить спиннер, как гироскоп, в подвес и раскрутить, Земля будет под ним вращаться, а он сам понемногу поворачиваться. Правда, спиннер слишком быстро перестаёт крутиться, чтобы мы могли заметить этот эффект, тут требуется хотя бы полчаса вращений.

Вы, наверное, замечали, что, когда вращаешь раскрученный спиннер в руке, он пытается повернуться в другую сторону. Это тоже свойство гироскопа, называется прецессия. При наклоне оси вращения плоскость вращения гироскопа начинает поворачиваться.

Что думал о спиннерах французский социолог XIX века

// Георгий Гофбауэр, социолог, сетевое партнёрство «Конструкторы сообществ практик»

...Анализируя популярность спиннера, стоит вспомнить французского социолога XIX века Габриэля Тарда. Он размышлял о природе социального прогресса, инноваций и пришёл к выводу, что основным их механизмом является подражание. Незначительное число людей создаёт новую социальную практику и демонстрирует успех — остальные начинают копировать их поведение.

Возьмём детскую среду. Ребёнок, которому папа купил спиннер, оказывается в центре внимания — это успешная социальная практика, другие хотят её освоить. Потом значимым становится не просто обладание предметом (он есть уже у многих), а умение им манипулировать. В интернете полно роликов, обучающих различным трюкам со спиннером, — есть все возможности для конкуренции.

Это вызывает беспокойство родителей: ребёнок отвлекается от учёбы и прочих полезных дел. Тут вспоминается ещё один эффект, описанный Тардом: достичь социального успеха можно не только применяя инновации, но и ставя их под сомнение, борясь с ними. Так появляется «обеспокоенная общественность»: говорящий от её лица зарабатывает репутационные очки.

В какой-то момент начинает работать третий механизм — адаптация. Внимание широких масс переключается на новую завлекательную финтифлюшку, остаются лишь те, кто использует спиннер по назначению или нашёл для него новые формы применения.

Лечит ли спиннер неврозы?

// Евгений Гороховский, нейрофизиолог центра речевой неврологии «ДокторНейро»

...Считается, что спиннеры обладают терапевтическим эффектом: снимают волнение, смягчают раздражительность — лечат неврозы. Но что такое невроз? Это либо самостоятельное заболевание, либо проявление какого-то другого расстройства. Чтобы его вылечить, нужны специалисты: врачи и психотерапевты.

Спиннер — это, наоборот, проявление невротического состояния. Люди невротического склада, склонные к тревожности, легко подсаживаются на кручение спиннера, впадают в зависимость от него. Человек вроде бы остаётся в социуме, но при этом погружён в свои физические ощущения: правильно ли я кручу-верчу, как не уронить, как не сбиться, а если быстрее, а если медленнее... Это мешает сосредоточиться, сбивает с мысли, резко снижает внимание. Особенно это касается детей.

Бытует мнение, что спиннер полезен для развития мелкой моторики. Это не так. Чтобы она полноценно развивалась, должны быть задействованы все фаланги пальцев и кисть. При кручении же спиннера работает очень ограниченная группа мышц. Чем хороша игра в мяч или, например, бадминтон? Это сочетание крупной и мелкой моторики. Но главное, такие занятия требуют активной работы мозга, включения логического мышления: движения необходимо продумывать, анализировать связь между действием и возможным результатом.

А разговоры о пользе спиннера — это чистой воды маркетинговый ход.

Благодарим за помощь в подготовке статьи:

Старшеклассников — участников проекта «Лаборатория им. Кота Шрёдингера»: Павла Проскурякова, Одиссея Буртина, Алису Перевозникову, Софию Землянскую, Василису Солянову, Анну Серебренникову и других;

Станислава Виноградова, преподавателя кафедры общей физики МФТИ;

Юрия Угольникова, магистра истории, выпускника РГГУ, историка культуры;

Светлану Макаренко, научного журналиста;

Дениса Пахомова, студента-исследователя кафедры материаловедения в машиностроении НГТУ.

Источник: kot.sh






войдите VkontakteYandex
символов осталось..


Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.