Получить качественное образование стало проблематично: среднюю и высшую школы зареформировали настолько, что они не дают знания, а лишь предоставляют образовательные услуги.
Более того, оптимизация системы образования, которая в России проводится с начала нулевых, привела к массовой ликвидации школ. Их число сократилось с 23 тысяч до 18, то есть в городах закрылась каждая пятая школа.
Наши чиновники любят рассуждать о необходимости инвестирования в человеческий капитал, но сухие цифры говорят об обратном. Сегодня Россия вдвое отстаёт от ведущих стран мира по расходам на образование детей. На эти цели выделяется всего 3,6% ВВП страны против 7-8% в ведущих экономиках мира.
Российские школы – среднюю и высшую – реформируют уже не первый раз. И каждый раз нас пытаются убедить в том, что эти реформы остро необходимы, а их результат будет, конечно, положительным и превзойдёт самые смелые ожидания. На самом же деле ситуация усугубляется и просвета не видно.
Впрочем, в кабинетах власти уже заговорили о том, что 11 классов средней школы – это "непозволительная роскошь". Образование в России пора "спрессовать", чтобы подростки раньше начинали заниматься профориентацией. Именно так считает помощник президента Владимир Мединский:
Время диктует сокращение продолжительности среднего образования. То, что у нас 11 лет, – это непозволительная роскошь. Будто мы живём с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться. Образование будет спрессованным по времени, будет более специализированным, оно будет рассчитано на ближайшие 10 лет, а потом через 10 надо будет переучиваться. Тот, кто не будет учиться чему-то новому, просто будет неконкурентоспособен.
И господин Мединский не единственный, кому по душе такие идеи. Вот, скажем, сенатор Наталия Косихина предлагала отправлять школьников на заводы. Политик считает, что детям необходимо рассказывать "о престижности рабочих профессий, с обозначением их тренда и популярности" и водить подростков на экскурсии. Для тех же, кому уже исполнилось 16 лет, – дать возможность полноценно отработать один день на заводе вместе с мастером. А некоторое время спустя сенатор Косихина призвала отправлять школьников и студентов на уборку урожая.
И вот свежая новость: наши чиновники создали список фильмов для подрастающего поколения. Черновой вариант этого списка уже презентовали в Общественной палате. В перечне – 191 фильм, из которых 181 кинолента снята в СССР. Участники дискуссии объяснили такой выбор тем, что современное российское кино снимают по "американским лекалам".
В Общественной палате заявили, что на кинематограф "возложена задача формировать представление молодёжи о нашей истории и сегодняшнем дне". Оно должно содержать информацию "о ценности крепкой семьи, созидательного труда, гражданственности, патриотизме и гордости за нашу страну". Современные же фильмы ничего такого не дают, заявляют общественники.
Ничего против советских фильмов не имею. Но неужели за более чем тридцать лет без СССР ничего достойного так и не было создано? Простите, но это же полный аут, если так. Страна должна идти вперёд, развиваться и созидать, но вместо этого, к сожалению, нам предлагают постоянно озираться назад.
Молодые видят двойные стандарты и ложь. Они практически не подвергнуты штампам и пропаганде. Да, надо помнить своё прошлое, но необходимо смотреть и в будущее.
У государства российского большие проблемы, если постоянно приходится апеллировать к прошлому, но при этом из года в год проводить перманентную реформу образования.
На такой изменчивой почве сложно построить фундамент для будущих поколений России.
ЮРИЙ ПРОНЬКО