Что ни день, то очередная новость из кабинетов власти, вызывающая недоумение. В этот раз удивить решило Министерство просвещения, предложившее исключить из школьных уроков физкультуры гольф и черлидинг, поскольку дисциплины, "практикуемые за рубежом", не соответствуют отечественному историческому опыту, традициям и национальным нравственно-этическим нормам.
Проект приказа ведомства также предполагает, что из уроков физкультуры уберут практики массажа и банных процедур, а также информацию о зарубежных спортсменах, тренерах и соревнованиях "в целях формирования осознанного отношения учащихся к истории, опыту и ценностям именно отечественной физической культуры и спорта".
Комментируя решение Минпросвещения, член Общественной палаты Санкт-Петербурга, директор лицея № 369 Константин Тхостов отметил, что, вводя в школьную программу какие-то элементы, заимствованные у соседей, необходимо отдавать себе отчёт, что в какой-то момент могут появиться не очень приятные вопросы.
Я не могу сказать, хорошо это или плохо. Но я знаю, что детям это нравилось, а если так - то почему бы и нет? К тому же мы знаем, что изначально третий час физкультуры заложен не как бег по кругу, а как нечто отличающееся по содержанию и дающее возможность ребёнку хотя бы выплеснуть пар. Это может быть игра в баскетбол, волейбол, но не всем это доступно по медицинским показаниям. Про баню я сегодня услышал впервые. Видимо, это моё упущение, не лез в рабочие программы этого прекрасного предмета, хотя знал, что в них кроется много полезного и значимого. Буду в следующий раз более внимателен. Но тем не менее не думаю, что именно эти темы целесообразно использовать на уроках физического воспитания. И едва ли это помогает формированию личности ребёнка. И между гольфом и баней я бы исключил, скорее, баню, нежели гольф.
Как оказалось, массаж упоминается в различных спортивных модулях данного документа, включая перетягивание каната, а банные процедуры - только в контексте бадминтона. Причиной для исключения названо влияние этих процедур на психофизиологическое состояние школьников.
По словам члена экспертного совета при Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Инны Гориславцевой, физкультура считается одним из самых дорогих уроков в бюджете школы: это большие помещения, это большое количество различных инструментариев, которыми школа должна быть оснащена. А гольф в своё время просто тихо впихнули в программу для того, чтобы освоить бюджеты.
Отказавшись от гольфа, ни одна из школ ничего не потеряет. То же самое можно сказать и про все остальные вещи, от которых сейчас отказываются. И дело не только в том, что мы отказываемся от нетрадиционных видов спорта в пользу традиционных. На самом деле этого в наших школах никогда и не было, так что, повторюсь, ни дети, ни школы ничего не потеряют, отказавшись от массажа и всего остального.
Эксперт уверена, что с уроками физкультуры в школах в целом надо системно разбираться. В последнее время в некоторых случаях эти уроки или проводятся формально, или их пытаются вообще не проводить, заменив физическую нагрузку подготовкой каких-нибудь презентаций.
И здесь, конечно, можно сказать, что, например, презентация про Олимпийское движения никак не обойдётся без упоминания Пьера Де Кубертена. И как же можно говорить о победителях в различных соревнования, не упоминая при этом олимпийских чемпионов, чемпионов мира и так далее?
Как отмечают в Минпросвещения, проект приказа подготовлен в связи с требованиями прокуратуры и направлен на приведение образовательных программ "в соответствие с основными принципами государственной политики и федеральными нормами закона".
Сейчас проект приказа находится на стадии обсуждения. В случае одобрения он вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Что же останется в финальной версии без массажа, банных процедур на уроках физкультуры и именитых иностранных спортсменов, мы обязательно вам расскажем в последующих программах.
Автор: Юрий Пронько
Заглавное изображение: Коллаж Царьграда