Когда предлагают «жалеть школьника» - дело плохо. Это всегда означает, что хотят выкинуть нечто ценное и важное. И – сложное. Вместе с водой выплеснуть младенца. Толстые книги – тяжелы и нечитабельны? Толстой и Шолохов – архаичны? Ибо! Нашему народу это не нужно, потому что нашему народу нужно совсем не это! Нет, уважаемые. Любое упрощение – гибель разума. Человек так устроен, что он или развивается, или начинает катиться в тартарары, пока не свалится в яму.
Так вышло, что лучшей профилактикой возрастных изменений (деменции да Альцгеймера) считается культурно-творческое долголетие. Пока создаются новые нейронные связи – есть надежда и – луч света. Однако начинать надо прямо с детства, ибо потребность в серьёзном чтении/размышлении вряд ли сама собой проявится в зрелые годы, тем паче – в старости. О чём я? О главном!
Доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат филологических наук Ирина Мурзак предложила рассмотреть возможность изъятия из школьной программы таких вещей, как «Война и мир» и «Тихий Дон».
Безусловно, учёная дама объявила сие не в декларативной форме. Не лозунг, но – предположение. Испробуем? А вдруг понравится?! Тем паче – молодняку, вечно страдающему от неудобоваримого гранита науки.
Увы, окошки Овертона, так и работают – сначала мы приходим к обсуждению и диалогу, к «за и против», потом – взвешиваем плюсы-минусы, а там и – согласно киваем: «О, да-да, уберите уже этот первый бал с его Наташей Ростовой и тем более – невнятные метания Гришки Мелихова! Т ут и взрослые-то мозг себе ломают, а тинейджеры – существа нервные, слабые и Тик-Током замученные!» (TikTok – популярная у подростков социальная сеть, где пользователи выкладывают короткие видеоролики малоинтеллектуального содержания).
Время от времени возникают подобные инициативы – мол, надо осовременить школьную программу, пойти навстречу загруженному дитятке, убрать нагромождения о «денди лондонском» с «ветреными лаисами» и о «твари дрожащей», то ли право имеющей, то ли ни черта не имеющей, окромя тёплого топорика. Подростковый ум кажется пустым, плоским и годным для разглядывания комиксов.
Летят чеканные фразы: «Я изучал науку-алгебру и она не пригодилась в жизни!» Вообще, «годятся» не сами знания, как набор инструментов, а умение логически мыслить, тогда как стихотворение или формула действительно могут никогда не пригодиться. И поэтому - не упрощать задачу, не расхолаживать, а дрессировать. Публицист Егор Холмогоров в своей новой книге «Рцы слово твердо» прямо заявил: «Нашей школьной программе конечно нужно не упрощение, а усложнение» и добавил:«…В том числе на древнерусском направлении».
Быть может, Егор перебарщивает с цветущей сложностью – не все дети рождены изысканными гуманитариями, дабы штудировать «аз буки веди», но в главном-то он прав – нужно усложнение. «Война и мир» и «Тихий Дон», помимо всего прочего, не только пища для извилин – это было бы слишком грубо. Тут заключены русские социокультурные коды. Эти произведения считаются во всём мире символами России. Неслучайно «Война и мир» - один из самых цитируемых классических романов, а «Тихий Дон» был удостоен Нобелевской Премии по литературе в те времена, когда её (премию!) давали именно за …литературу.
И ещё нюанс! К упрощению и выхолащиванию в 99 случаях из 100 призывают очень грамотные и якобы интеллигентные (sic!) господа. Те, что написали все положенные им сочинения и вызубрили полтысячи стихотворений. А другим – что? Скачивать приложения и зависать в чатике? Толстой и Шолохов – это не для повышения общей культурки, это база, must reed. А деток жалеть не надо – они по большей части не дебилы, даже с учётом их ЮТуба и Тик-Тока.
Галина Иванкина