Повышение с понижением: балльная система оценки труда заставляет учителей работать всё больше, а получать всё меньше



Накануне первого сентября министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что средняя зарплата учителей в России составляет 35 тыс. руб. И хотя ситуация по регионам разная, но везде по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 5%. Только вот учителя говорят об обратном: после внедрения НСОТ – новой системы оплаты труда – их доходы все сокращаются и сокращаются.

Зарплатная чехарда

Всё это началось в 2008 году, когда систему оплаты труда работников образования среднего звена стали определять на региональном уровне. Теперь к основной, базовой, части зарплаты, связанной с окладом, прибавляются разные коэффициенты за дополнительный труд и стимулирующие выплаты. Но на поверку получилось так, что значительную часть преподавательской работы перестали оплачивать вовсе, и педагоги вынуждены брать больше нагрузки.

Об этом Д. Ливанову напомнили во Владимирской области на Всероссийском молодёжном форуме. Министра удивил рассказ молодой учительницы, которая вынуждена вести по 48 часов в неделю (восемь уроков в день, включая субботу), чтобы прокормить семью. При этом средняя ставка в её школе постоянно падает. Глава Минобрнауки отметил, что, конечно, такого быть не должно, что это, скорее, исключение, чем правило, пообещал обсудить вопрос нагрузки с представителями системы образования Владимирской области.

Подробности разговора с Ливановым остались за кадром. Но, судя по настроению учителей, которые делятся друг с другом наболевшим в соцсетях, ситуация не улучшилась.

Один учитель русского языка и литературы высшей категории, со стажем 36 лет, работающий в Орле, возмущается, что за последние годы его зарплата сократилась настолько, что ему приходится брать почти две ставки, чтобы заработать 9600 рублей (основной оклад). Если раньше со всеми надбавками он получал 25 тыс. руб. без вычета налогов, то уже в прошлом году – 21 тыс. руб., или примерно 19 тыс. руб. чистыми. В этом учебном году ожидает ещё меньшие заработок. Оснований для беспокойства более чем достаточно. Раньше за классное руководство орловским учителям платили 20% от оклада, теперь – 10%, за проверку тетрадей начисляли 10%, в этом году и этого ждать не приходится. Втрое сократилась оплата за руководство методобъединением (с 15% до 3%). Заведующим кабинетами полагается 3% от оклада, хотя когда-то было 10%. За работу в комиссии ЕГЭ в прошлом году платили, в этом – перестали.

Во всём этом орловский учитель не винит директора школы, который распределяет надбавки. Ведь он выполняет инструкции гороно.

Его обязали урезать фонд зарплаты учителей, и он вынужден подчиниться вышестоящему начальству, старается сократить границы «повышающих коэффициентов». Но учителям от этого не легче. Им не прибавляли зарплату по три – четыре года, а цены в магазинах растут ежемесячно.

Не лучше ситуация и в малокомплектных сельских школах Краснодарского края. В самых невыгодных условиях оказались станичные школы, в которых учатся по 400 и меньше детей. Если учитель большой школы готовится к урокам только для одного или двух разных по возрасту классов, то в сельских школах учителю приходится вести уроки для школьников от 5-го класса и до выпускного. В итоге тратить больше времени на подготовку к урокам, и оно не оплачивается, как не оплачиваются и отчеты, мониторинги, диагностики, которые требуют регулярно предоставлять чиновники от образования. Учителям приходится заниматься этой работой по ночам, когда семья спит. Выходит, дети в школе лишние. Если бы их не было, то учителя успевали бы выполнять все инструкции чиновников в рабочее время. Бумажная работа волнует их больше, чем мизерные учительские зарплаты.

В сельских школах Краснодарского края оклад высчитывается по принципу человеко-часов. Один человеко-час – 6 руб. Чтобы заработать 11 тыс. руб. (такова ежемесячная ставка) приходится вести 18 часов в неделю, брать больше часов. За стаж более 20 лет доплачивают 1500 руб., за категорию – 5% от оклада, плюс краевая надбавка – 3 тыс. руб., но в том случае, если ставка больше 18 часов. За классное полагается 340 руб., за проверку тетрадей – 276 руб., за заведование кабинетом – 400 руб. Бывают единоразовые стимулирующие выплаты, но и они по нынешним временам просто смехотворны. Например, за победу ребят в олимпиадах или высокий балл на ЕГЭ раньше платили по 1 тыс. руб. за ребёнка, теперь по 500 руб. В общем, при всей этой нагрузке краснодарские учителя получают не больше 20 тыс. руб. на руки. Их беспокоит, что в последние годы фонд зарплаты школ сокращается, даже несмотря на увеличение числа учащихся.

Непроходной балл

Зарплата учителя стала больше зависеть от администрации школы. Расчет стимулирующих выплат происходит везде по разным критериям – где-то баллы себе проставляют сами учителя, а где-то – администрация школы или специальная группа доверенных лиц. Если учитель не успел по каким-либо, даже объективным, причинам подать сведения о баллах, их выставит администрация на своё усмотрение.

Учителям приходится подписывать договор, в котором есть такие пункты, как «качественное содержание уроков». Но может ли администрация справедливо оценить содержание уроков, если бывает на них всего два раза в год? А как понять другой не менее важный параметр – «за важность выполняемой работы»?..

Как показывает практика, суть новой системы оплаты учительского труда сводится к тому, что учитель начинает работать не на качество, а на баллы. Вот и ходят учителя по бухгалтериям и администрациям, разбираясь с зарплатой, тратят кучу времени и нервов. И у них в новой системе нет другого выбора. С одной стороны, начисление баллов происходит как раз за развитие каждого ребёнка в отдельности, его достижений в школе, но в погоне за баллами учителя стремятся заработать больше и на воспитание детей времени не остаётся.

С введением новой системы учителя утратили чувство стабильности, которым обычно гордились все бюджетники. Сегодня они не могут планировать свои расходы на жизнь.

В департаменте стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки такой подход разъяснили просто, сославшись на предвыборную статью Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» за 2012 год, в которой говорится, что повышение заработной платы учителей совершенно не предполагает увеличение выплат каждому сотруднику. Но в этой же статье подчёркивается, что «…рост базового уровня оплаты должен сочетаться с ещё более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат». Так почему же этот, главный принцип школьной реформы, никак не воплотится в жизнь?

Не так давно директор департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Григорий Андрущак разъяснял журналистам, что в прошлом году были выпущены методические единые рекомендации по установлению системы оплаты труда. В них говорится, что оплата труда педагогическим работникам должна иметь определённую структуру: 60% фонда оплаты труда – гарантированные выплаты, и не более 40% фонда – варьируемые выплаты в зависимости от показателей, которые являются предметом договорённостей на уровне школы.

А школа должна сама вырабатывать правила стимулирующего фонда. Чтобы избежать злоупотреблений, финальное решение директора школ должны принимать с учетом мнения управляющего совета, в который включены и родители. Профсоюзу дано право налагать вето на какие-то решения, связанные с надбавками.

Но профсоюзы учителей больше озабочены не надбавками, а минимальным, гарантированным уровнем зарплаты для каждого учителя и обращаются с этой просьбой в Минобрнауки РФ. Министерство направляет письма губернаторам и главам республик с просьбами помочь образованию, но напрямую помочь учителям, заставить им повысить зарплату не может.

Да, существуют соглашения между федеральными органами власти и губернаторами, в которых они обязываются выполнять свои обязательства, подписывают письма, в которых гарантируют, что в региональных бюджетах могут быть заложены определенные деньги на повышение оплаты труда. Но не всегда слово согласуется с делом.

За бюджетами регионов следит Минфин. Но там смотрят на общие цифры исполнения бюджетов, особое внимание обращают на долги перед центром, но влезать в бюджет каждого субъекта РФ никто не собирается. Бюджетный кодекс предусматривает, что именно главы регионов обеспечивают необходимые образованию средства. Но об ответственности за неисполнение обязательств перед бюджетниками в нем ничего не сказано.

Переложив на регионы основной груз социальных обязательств, правительство РФ отвело от себя возможное недовольство народа проведением социальных реформ.

Главы регионов легко уходят от ответственности, ссылаясь на бюджетные трудности. С них требуют показатели и отчёты. С этим у них всё в порядке. А обещания по повышению зарплат учителям можно и не выполнять, сославшись на кризис.

Многие учителя привыкли терпеть, но всякому терпению приходит конец. В школах не хватает учителей. Выпускники педагогических вузов стремятся работать кем угодно, только не по специальности. Почему это не настораживает чиновников? Мизерные зарплаты никак не способствуют повышению уровня образования, без которого стране не справиться с подъемом экономики, не слезть с нефтяной иглы.

Юрий Алексеев

Источник: www.stoletie.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.