На встрече с руководителями выпускных классов Владимир Путин поднял тему образовательных и воспитательных функций, которые совмещает в себе школа. В последние годы эффективность преподавателя измеряется количеством баллов, которые его ученики смогли набрать на ЕГЭ и ОГЭ, а воспитание уходит на второй план.
По данным Министерства образования и науки, в российских школах учатся 14,1 миллион человек, а в сфере школьного образования работает свыше 1 миллиона учителей. Поэтому проблемы образовательной системы затрагивает огромное количество людей. А, согласно соцопросам, качество российского школьного образования оценивается как среднее, при этом преобладает мнение, что оно ухудшается.
Путин подчеркнул внимание государства к выпускникам и воспитательной функции школы: «Знаю, что вы все из успешных школ, и преподаватели вы все состоявшиеся, успешные. У вас есть и медалисты, есть и победители различных олимпиад, но, разумеется, кроме чисто профессионального успеха и вашего, и ваших учеников, ваших воспитанников, есть и другая составляющая вашей работы, именно воспитательная».
В ходе дискуссии были обсуждены и вопросы трудового воспитания детей, которое в последние годы тоже игнорируется. Президент отметил необходимость соблюдения баланса и недопущения эксплуатации детского труда: «Вообще, труд воспитывает. Говорят, труд человека создал. Правда, церковь с этим не согласна, у неё другая точка зрения по поводу происхождения человека. Но это не важно. Труд благотворно действует на любого человека, тем более на юного, молодого. Это очевидный факт. Но полы мыть, мне кажется, всё-таки должны люди, которые за это деньги получают. А детей надо привлекать хотя бы к элементарному, но творческому труду. Вот цветы – пожалуйста, мастерить что-то...»
Но ведь упор на исключительно образовательные функции делается не только по воле преподавателя. Сама система выстроена таким образом, что учитель заинтересован в высоком среднем балле своих учеников, в появлении стобалльников по ЕГЭ, в победах своих учеников на региональных и всероссийских олимпиадах. Именно от этих показателей зависит его зарплата, ведь за достижения воспитанников учитель получает премии и прибавки к основному окладу, который не всегда дотягивает до средней зарплаты по региону. Выплаты за руководство классом в различных регионах отличается, но за классное руководство учитель в среднем получает от 900 до 1500 рублей, а за успехи учеников учитель получает от 5400 рублей в месяц. Логику чиновников можно понять, премировать за исчислимые показатели проще, чем за воспитание, которое трудно поддается измерению.
Если школа - это не просто место «оказания образовательной услуги» (эту концепцию исповедовал предыдущий министр Дмитрий Ливанов), а место формирования личности (о чем говорит министр действующий), то роль классного руководителя недооценена. Она не формализована, а значит пока не привлекательна для учителей.
Помимо этого, и в средней, и в высшей школе в последние годы KPI начинают брать верх над здравым смыслом. Преподаватели школ вынуждены гонять своих учеников исключительно по билетам ЕГЭ, что отчасти сужает предмет и делает образовательный процесс сильно зависимым от составителей заданий. В вузах преподаватели вынуждены для исполнения плановых показателей по публикациям проводить исследования для количества, за счет чего страдает качество работ.
Некоторые требования в системе образования и вовсе приводят к абсурдным ситуациям. Например, доктору социологических наук с базовым образованием историка приходится поступать в магистратуру по социологии, чтобы получить базовое социологическое образование и продолжить свою преподавательскую деятельность. В итоге он занимает чье-то бюджетное место и теряет свое время из-за бюрократических требований.
Преподаватели становятся заложниками тех нормативов и правил, которые разрабатывает Министерство образования. У Минобра есть представления о показателях эффективности и воспитание в силу его неизмеримости в них не входит. Интересно посмотреть, как сейчас Минобр будет выпутываться из сложившейся ситуации. Раньше о проблеме говорили в основном преподаватели, а теперь она обсуждается и на государственном уровне.
Погоня за баллами: почему образование превращается в цифры
Источник: actualcomment.ru
23.10.2023 | 6050
08.10.2017 | 10920
Мэрия Москвы: родители - главный тормоз развития системы образования