В пандемию дошкольники стали больше времени проводить с гаджетами, что негативно сказалось на их психическом развитии, говорится в исследовании Российской академии образования. Это не означает, что от электронных устройств необходимо полностью отказаться — допустимое время у экрана каждый родитель должен определять самостоятельно, исходя из особенностей ребенка. Подробности — в материале «Известий».
Вирусный регресс
Еще до появления в нашей жизни коронавирусной инфекции среднестатистический дошкольник проводил за экраном гаджета около 24 часов в неделю, говорится в исследовании «Растем вместе». Однако пандемия увеличила этот показатель.
Самыми популярными занятиями на планшетах и смартфонах стали игры (79,3%), на втором месте оказался просмотр мультфильмов (43%), далее следуют связь, общение (25,1%). При этом, как удалось выяснить исследователям, мальчики проводят за просмотром видео и цифровой игрой в среднем в полтора раза больше времени, чем девочки. Большинство детей пользуется цифровыми устройствами самостоятельно (64,2%) или с братьями или сестрами (20,7%). И только 12% несовершеннолетних сидят в гаджетах вместе с родителями.
В период пандемии российские специалисты следили за динамикой эмоционального и когнитивного развития детей: насколько развиваются их память, внимание, умение концентрироваться и регулировать свое поведение, контролировать свои желания и многое другое. Такую комплексную индивидуальную диагностику с перерывом в один год (перед началом пандемии и через год после) прошли более 600 детей.
Ученые подсчитали прогресс каждого ребенка — и как выяснилось, за год пандемии он оказался значительно меньше, чем за аналогичный «доковидный» период. В целом же исследователи зафиксировали в период пандемии снижение психического развития дошкольников.
Отвлекающий маневр
Как объяснил в разговоре с «Известиями» завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, замдиректора Психологического института РАО, академик РАО Александр Веракса, проект «Растем вместе» был запущен по инициативе факультета психологии МГУ совместно с Психологическим институтом РАО при поддержке Российского психологического общества. Он направлен на то, чтобы выявить особенности развития современных детей и создать оптимальные возможности для развития каждого ребенка.
— И поскольку у нас исследование идет достаточно давно, то, естественно, мы проводили его и в период пандемии. И по сравнению с теми детьми, которые росли до пандемии, дети того же дошкольного возраста (пять–семь лет), к сожалению, демонстрируют более низкий уровень управления поведением, саморегуляции, умения сдерживать какие-то свои импульсы. И в общем-то это говорит о том, что темпы развития снизились.
С одной стороны, это связано с тем, что дети оказались вне дошкольных учреждений, вне образовательной системы, которые всё-таки способствуют именно развитию саморегуляции, продолжает Веракса.
— То, что педагог вносит структурность в жизнь детей, ее нормирует — это является залогом того, что и в будущем дети могут планировать свое время и свое поведение, и это сохраняется с ними на долгие годы, — поясняет он. — Но оказавшись дома, к сожалению, многие дети попали в ситуации, когда родители не могли проводить с ними много времени, поскольку они тоже были вынуждены много работать. И выход, к которому прибегли некоторые родители, — они дали детям в руки гаджеты для того, чтобы как-то их занять. И мы видим, что результаты этого, к сожалению, отнюдь не позитивны.
С молоком матери
Интересно, что о негативном влиянии чрезмерного пользования гаджетами для дошкольников ранее сообщали и другие ученые. Например, согласно опубликованному в этом году исследованию финского Института здравоохранения и социального обеспечения, использование гаджетов дошкольниками чревато повышенным риском появления у них эмоциональных и поведенческих проблем к пяти годам.
В исследовании финских ученых приняли участие 699 детей (333 девочки и 366 мальчиков). Специалисты отслеживали их здоровье и психическое благополучие с момента появления на свет до пяти лет при помощи анкет, которые заполняли их родители. Так, они сообщали, сколько времени их ребенок проводил за электронными устройствами в будние и выходные дни, сколько часов он смотрел телевизор, сколько играл в компьютерные игры, игровые консоли, а также в игры на мобильном телефоне, планшете или другом устройстве.
По достижении детьми пяти лет ученые использовали проверенные анкеты для оценки распространенности психосоциальных симптомов — поведенческих и эмоциональных проблем, непродолжительного внимания, трудности в поиске и сохранении друзей и гиперактивности. Выяснилось, что активное использование гаджетов, особенно для просмотра развлекательных программ, детьми в возрасте 18 месяцев на 59% увеличивает риск возникновения проблем ребенка в отношениях со сверстниками. Установлено также, что если пятилетние дети проводили перед телевизором, смартфоном или планшетом более 60 минут в день, у них повышался риск появления импульсивности, гиперактивности, а также проблем с концентрацией и вниманием.
Сложность вычислений
Тем не менее избежать взаимодействия с различными девайсами практически невозможно, даже когда речь идет о детях. Именно поэтому крайне важно, чтобы родитель контролировал не только время, которое ребенок проводит с гаджетом в руках, но и то, чем именно он там занимается, отметила в разговоре с «Известиями» детский психолог Ирина Таранова.
— Что касается времени, этот вопрос очень индивидуален и зависит от ряда показателей, начиная от здоровья ребенка и заканчивая, например, особенностями его нервной системы — его возбудимостью или тревожностью. То время, которое ребенок может проводить за гаджетом, должны устанавливать в первую очередь родители, исходя из его особенностей. Также за рекомендацией можно обращаться либо к врачам, либо к психологам — специалисты могут помочь вычислить этот необходимый временной интервал, — рассказывает специалист.
— Но в целом, если мы говорим про детей трех–четырех лет, то около 30 минут в день будет вполне достаточно. А для детей постарше (шести–семи лет) время пользование может доходить и до двух часов. Но здесь нужно учитывать и то, чем непосредственно ребенок занимается в гаджете. Одно дело, если он без конца играет или все эти два часа смотрит YouTube, другое — если ребенок занят какими-то развивающими играми. Либо же если у него присутствует смена деятельности: то он смотрит мультики в этом гаджете, то рисует, то играет — этот вариант будет более удачным.
При этом, как объяснила в разговоре с «Известиями» детский психолог Светлана Клюваева, в вопросах ограничения времени взаимодействия с девайсами родителям вовсе не стоит бояться огорчить ребенка или стать причиной его истерики.
— Задача родителя не всё разрешать, а понимать, что хорошо и безопасно для ребенка, выставлять для него границы и в общем довольно твердо об этом говорить. Это абсолютно правильно — ограничивать до определенного времени использование гаджетов: можно честно говорить ребенку, что если ты проводишь за ним больше времени — это плохо влияет на твой организм, твое настроение и твой сон. Задача родителя — не делать так, чтобы ребенок никогда не обижался, а заботиться о нем и ограничивать в вещах, которые могут представлять для него опасность, — подчеркивает специалист.
Главное — играть
Но на что же стоит переключить внимание ребенка, чтобы тот менее интересовался родительскими гаджетами? Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игровая, указывает Ирина Таранова. В их жизни должна быть и физическая, и интеллектуальная активность, то есть в целом деятельность должна быть разнонаправленной, подчеркивает специалист.
Если дитя не привыкло к тому, что его всё время занимают и развлекают, то оно в принципе в состоянии самостоятельно придумать, чем заняться, отмечает Светлана Клюваева. И подчеркивает: главное в этом возрасте для развития — играть.
— При этом особенно важна именно спонтанная игра — это такое творческое проявление, когда ребенок может из двух камушков и двух палочек придумать целый мир. Но также полезны и различные настольные игры, и активные на свежем воздухе, — отмечает она.
В целом для полноценного развития ребенку очень важно движение, указывает психолог Наталья Наумова.
— Именно оно помогает дошкольнику развиваться. Поэтому сколько ребенок посидел в гаджетах — столько же ему надо активно подвигаться. Такое правило должно быть у всех родителей. В целом очень важно делать досуг разнообразным: когда у него много интересных заданий в реальной жизни, то телефоны и гаджеты так сильно его не увлекают. Поэтому нужно планировать день ребенка так, чтобы у него была насыщенная жизнь, интересные встречи, общение, взаимодействие со взрослыми людьми и родственниками. Также обязательны и ежедневные прогулки.
Не стоит забывать и о том, что сейчас лето, поэтому лучше как можно больше времени проводить на улице в активных играх, в которых ребенок может не только бегать, но и что-то придумывать, единогласно советуют психологи.
Марта Литвинова
Фото: Depositphotos/ponomarencko