История вопроса
Распространение коронавируса нового типа заставляет пересмотреть подходы к отношениям между гражданами в различных сферах жизни. Не исключением является и сфера образования.
Под предлогом обеспечения безопасности обучающихся всё активнее звучат идеи о введении цифрового образования без непосредственного контакта людей в процессе обучения.
При этом некоторые эксперты утверждают, что образование нельзя сводить к простому получению информации и определенного объема знаний. Это еще и процесс формирования личности — при том что социально активную и творческую личность невозможно сформировать без живого общения обучающихся между собой и с преподавателями.
В России правительством подготовлено постановление «О проведении в 2020 — 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». Эксперимент по внедрению цифрового обучения должен пройти в 14 регионах нашей страны.
Данные планы властей вызывают обеспокоенность у родительского сообщества, несмотря на все заверения властей, что в рамках эксперимента произойдет переоснащение образовательных учреждений и будут доработаны дистанционные форматы и программы обучения.
Коронавирус стал лишь удобным поводом для внедрения дистанционного образования, которое планировалось задолго до пандемии. Об этом 11 октября заявил журналист ИА REGNUM Антон Скоселев на конференции «Цифровая война с образованием».
«Внедрение дистанционного образования планировалось задолго до коронавируса. Пандемия стала лишь удобным поводом», — сказал Скоселев.
Он отметил, что в 2018 году был издан указ президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах». В нем была поставлена задача создать «современную и безопасную цифровую образовательную среду».
Затем в рамках нацпроекта «Образование» был принят федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который подразумевает внедрение ЦОС во всех регионах к концу 2024 года.
В результате летом 2020 года появился проект по проведению эксперимента. Одной из его основных задач является «унификация и автоматизация образовательных процессов».
По мнению журналиста, это, по сути, означает исключение учителя из образовательного процесса. Он обратил внимание, что цифровизаторы хотят обучать детей как роботов, подключая их к программе и проводя оценку знаний, как правило, в форме теста.
Также он добавил, что при всей спорности внедрения дистанционки лоббистам удалось продвинуть свой проект на самый высокий уровень, поскольку он утвержден в нацпроекте, подписанном президентом России.
Изображение: Цитата из х/ф «Отроки во Вселенной». Реж. Ричард Викторов. 1974. СССР