Новый министр науки и образования Ольга Васильева провела первое публичное мероприятие после назначения на должность. Глава ведомства приняла участие в проекте "Час с министром", инициированном Общественной палатой РФ. Встреча проходила в формате онлайн-конференции. Этот "выход в свет" Васильевой стал встречей "по существу" и без "околополитики". Комментарии о ситуации в отрасли получили представители региональной общественности, родители и учителя, а вот журналистам узнать мнение чиновника по интересующим их вопросам не удалось. Подробности встречи - в материале http://nakanune.ru
В ходе мероприятия Васильева поддержала формат открытых бесед, позволяющий, по ее мнению, решать совместно каждую конкретную проблему.
"Давайте вместе с Общественной палатой, с вами на местах, с гражданами нашей страны разбираться в каждом конкретном случае, брать их на контроль и принимать решения, которые должны быть приняты", - сказала она.
На сайт Общественной палаты поступило более 200 вопросов. Как отмечается, в Минобре каждый из них уже взят на контроль, и по ним обязательно будут даны разъяснения.
Граждан интересовали, прежде всего: ситуация с сокращением "неэффективных" вузов и сельских школ в ряде регионов, создание условий для молодых учителей, инклюзивная практика и планы по образовательному развитию детей-сирот.
Так, отвечая на вопрос члена Общественной палаты Александра Русакова о закрытии филиалов некоторых вузов, глава Минобрнауки подчеркнула, что "никакого плана по закрытию филиалов и никакой количественной сетки по реорганизации вузов не существует".
"На сегодняшний день приостановлены те процессы, которые были запущены. Нужно рассматривать каждый отдельный случай. Существуют работающие оценки качества филиалов. В этой работе мы будем руководствоваться законом, позицией учредителя, возможностями филиала, а также субъекта территории… Ни о какой жесткости говорить никто не будет. Мы должны сделать выводы и взять то хорошее, что есть, и в высшей школе в том числе", - прокомментировала Васильева.
Одним из приоритетных направлений работы министерства она назвала развитие инклюзивного и коррекционного образования.
"Сделаю все возможное, чтобы сфера образования детей с ОВЗ и инвалидностью развивалась. Уже сделано многое, был создан межведомственный план, который уже действует… С 1 сентября вводятся федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ, которые требуют серьезной подготовки, прежде всего материально-технической и кадровой. Политика министерства направлена на вариативность образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Хочу подчеркнуть, чт параллельно с инклюзией мы сохраним и будем развивать сеть специальных школ и классов", - отметила Васильева.
Кроме того, до конца октября сформированные почти во всех регионах экспертные группы по единым критериям оценят работу учреждений для детей-сирот. Это будет сделано для того, "чтобы понять, что нужно сделать, чтобы качество жизни этих детей было хорошим". "Эта сфера должна быть неустанной работой для всех нас", - сказала глава Минобра.
"Вскользь" был затронут насущный вопрос о перспективах ЕГЭ как инструмента оценки знаний учащихся. Новый министр образования и науки заявила, что намерена бороться с натаскиванием на ЕГЭ во внеурочное время. "Мы знаем, что во внеурочное время ведется подготовка к ЕГЭ… Мы должны посмотреть, что реально происходит, взять лучшее, отмести то, что не стоит делать дальше, и идти вперед. Я буду делать все возможное для того, чтобы внеурочное время было направлено на воспитание ребенка, формирование его как человека, а не на натаскивание на ЕГЭ. Этим я и буду заниматься", - сказала глава ведомства.
"Внеурочное время - то самое время, когда мы можем с ним работать, говорить, что-то делать для того, чтобы этот человек стал гражданином нашей страны. Этот вопрос на контроле с самого начала", - добавила Васильева.
Еще одна тема, которая интересовала жителей ряда регионов, - поддержка учителя в России, в частности в сельской местности. Так, к примеру, был приведен опыт Сахалинской области, где жителям Курил пообещали ипотеку под 0%. Ольга Васильева предположила, что востребованной может стать программа, аналогичная программе "Земский доктор". Вместе с тем она отметила, что шаги по поддержке молодых учителей все же делаются.
"На сегодняшний день впервые сравнялась в процентном соотношении доля молодых учителей и учителей с большим педагогическим стажем… Молодые учителя на селе поддерживаются единовременной выплатой в виде грантов к ставке. Это примерно 20-25% к ставке. Это и выделение квартир, участков земли, облегчение кредитной нагрузки, которая существует… Согласна с тем, что опыт Курил надо распространять, чтобы люди хотели ехать не только туда", - сказала она.
Отчиталась Васильева и о программе "Школьный автобус".
"В июле 2016 года было поддержано решение о поставке школьных автобусов за счет средств федерального бюджета. Уже в 2016 году 1 тыс. 800 автобусов поступят в школы. На эти цели выделено 3 млрд руб. Распоряжение правительства утверждено 17 августа, такая же сумма запланирована на 2017 год. В период с 2011 по 2013 годы 8 тыс. 700 транспортных средств приобретено. Решение этих вопросов идет", - сказала министр.
Один из вопросов в адрес главы Минобрнауки касался возвращения к опыту СССР при реализации программ дополнительного образования.
Васильева в целом данную идею поддержала. "Учащиеся должны заниматься общественно-полезной деятельностью и расширять свои профессиональные навыки. Мы уже разработали концепцию преподавания предмета "технология", в котором есть новые подходы и новое направление "сельское хозяйство". Пожалуйста, возвращайтесь (прим. - к опыту СССР), потому что есть для этого все основания. Эта концепция должна стать основой для предметной области… Здесь будет профессиональная ориентация учащихся по сельскохозяйственным профессиям, развитию агроклассов, созданию лесничества и производственной бригады", - пояснила она.
Свою оценку состоявшемуся "Часу с министром" дал секретарь ОП РФ Александр Бречалов. На своей странице в фейсбуке от отметил: "Очевидно, что новый министр образования и науки Ольга Васильева заинтересована в обратной связи и готова работать с разными точками зрения. Почему это важно? Сегодня мы часто сталкиваемся с ситуацией, как в "добрые советские" времена, когда чиновник делит мнения на два типа: его и неправильное. С новым министром образования и науки ситуация обратная - чем глубже проработана инициатива, чем больше люди вовлечены в обсуждение, тем качественнее будет программа и решение проблем граждан".
В министерстве пообещали, что вопросы, на которые не удалось ответить в ходе встречи, будут "отработаны в индивидуальном порядке". К сожалению, журналистам так и не представилась возможность узнать, что думает министр по волнующих их вопросам. А это, надо полагать, в первую очередь, непростое наследие реформ Дмитрия Ливанова. Большинство представителей СМИ (кроме телевизионщиков) "разместили" в отдельном зале для просмотра онлайн-трансляции мероприятия, а пресс-подход "отменили" ввиду "плотного графика" министра.
Ольга Васильева вместе с Александром Бречаловым поспешили на заседание президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам РФ. Отъезд министра из ОП РФ также попытались сделать "максимально комфортным", без "участия" пытливой прессы, которую попросили "задержаться в зале на несколько минут".
В Общественной палате объяснили, что первый публичный выход в свет нового министра образования наложился на формат самого онлайн-проекта, не предусматривающего как таковую работу с журналистами. "Журналисты всегда сидят в отдельном зале, поскольку в пресс-зале ограниченное количество мест. Основной тренд проекта "Час с министром" - это общение с гражданами. Мы даем возможность им задать свой вопрос министру, так как такое случается нечасто. Это был формат рабочей встречи. Кроме того, безусловно, был жесткий регламент из-за графика", - прокомментировали в пресс-службе Палаты.
Вместе с тем, представителям СМИ пообещали в ближайшее время провести большую пресс-конференцию, на которой Ольга Васильева подробно расскажет о планах ведомства под ее руководством.