По инициативе комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ и Московского родительского клуба в лице координатора Оксаны Лысенковой 14 июня в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему: "Соответствие инновационной образовательной платформы МЭШ (Московская электронная школа) нормам санитарного законодательства СанПиН. Отечественная научно-исследовательская база использования новейших электронных устройств в процессе обучения". Модератор - член комиссии Элина Жгутова.
Серьезное беспокойство у родительского, научного и педагогического сообщества вызвала программа Министерства просвещения "Электронная школа". В рамках этой программы предполагается оснащение классов, включая начальную школу, электронными устройствами, обладающими собственным ионным излучением.Речь идет об интерактивных электронных досках, планшетах и т.д, которые должны стать неотъемлемой частью школьного обучения.
Дело в том, что нормы и правила (Сан Пин) были разработаны еще для устройств, которые использовали отраженный свет - проекторов.Это более гармонично соответсвует функциональным особенностям человеческого организма.Сейчас же речь идет о принципиально других устройствах - они сами являются излучателями, а, значит, и облучателями. На них нет разработанных санитарных норм, ведь для этого требуются лонгитюдные (долгосрочные) научные исследования, а они не проводились.То есть, практически, на детях будут проводить эксперимент.
По словам одного их участников круглого стола, педагога с большим стажем Леонида Перлова, ситуация с правами родителей на информацию о рисках поменялась: "Раньше родителей ставили в известность и брали согласие на то, что их дети будут принимать участие в экспериментальной программе.Ведь эксперимент может оказаться неудачным.А теперь в известность никого не ставят, согласие не получают, а эксперимент заранее объявляют удавшимся."
Между тем, зарубежные ученые бьют тревогу по поводу того, что показатели развития ребенка резко падают в зависимости от степени его погружения в электронный мир. Это же подтвердили и наша ученые.
В своем докладе Степанова М.И. привела примеры и продемонстрировала графики увеличения функциональных расстройств у детей с 1-го класса по 9-ый. Особо сильно страдают органы зрения, ухудшается память, способность творчески мыслить. Учителя музыки говорят о том, что в первом классе музыкальной школы у детей наблюдается отсутствие мелкой моторики рук, и основное время в учебном процесе отводится на ее восстановление.
Эксперт в области детского здоровья Степанова Марина Исааковна
- профессор, заведующей отделом гигиены обучения и воспитания НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ФГАУ "ННПЦЗД".
В работе круглого стола также приняли участие
- Петренко Александр Олегович,заведующий отделом гигиены детей и подростков врач ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве"
- Иванова Лилия Георгиевна, заместитель заведующего кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии Факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН. Научный сотрудник ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко"
- Комарницкая Елена Анатольевна,заместитель руководителя Центра развития образования РАО
- Хохлов Андрей Владимирович,научный сотрудник НИИ механики МГУ и механико-математического факультета МГУ им. Ломоносова, член управляющего совета ГБОУ 1498, создатель и администратор сообщества "РАМЕНКИ: школы, образование, воспитание "
- Максименко Павел Юрьевич,директор департамента работы с государственным сектором в сфере образования ООО «Новые Облачные Технологии»
- Погодин Владимир Николаевич, учитель информатики ГБОУ «Школа №1535»
- Склярова Наталья Юрьевна, советник ректора МПГУ, профессор, канд.пед.наук
и другие эксперты
Участники круглого стола пришли к выводу, что запускать подобный эксперимент нельзя, тщательно не изучив его последствия и влияние на детское здоровье. В погоне за пиаром, успешностью, бюджетными ассигнованиями деятели от образования забыли о самом главном - здоровье ребенка.