Обучение и образование


Я регулярно слышу о том, что «Вот, в России испорчена/уничтожена система образования», «Раньше учили, а теперь не учат» или «У людей нет возможности учиться».

Это ложь.

С одной стороны, про упадок образования вещать попросту модно. С другой стороны, это прекрасное оправдание собственной лени.

Ребята, проблемы с образованием были в средневековье. Когда даже далеко не все дворяне умели читать (а тем более писать), а приличная библиотека была только у Ватикана и ещё в паре мест.

А сейчас вам что мешает?

Всеобщее среднее образование даёт всем базовые знания в широком спектре предметов. Но, самое главное, оно учит изначальному навыку – читать.

И, я открою вам страшную тайну, если вы умеете читать, то вы можете научиться чему угодно.

Сейчас у всех нас, благодаря интернету, есть доступ к огромному количеству информации. В том числе к онлайн-курсам, к библиотекам и к программам обучения ВУЗов. Используя их, можно получить любое теоретическое образование (для некоторых вещей нужна практика, но это уже отдельный разговор).

Нужно только поменьше сидеть в танчиках и на сайтах с порнухой – и тогда проблем с получением знаний не будет.

Есть ещё один важный аспект – нужно уметь думать и уметь учиться (владеть методологией). С первым поможет учебник логики, со вторым – учебник педагогики. Оба, опять же, есть в открытом доступе.

Система образования вообще вторична.

Приведу пример. В моём классе в школе были в основном прекрасные учителя (хотя были и исключения). Но я был лучшим учеником школы, а половину моего класса за уши перетаскивали из класса в класс, чтобы не оставлять на второй год.

И когда в начале девяностых все эти придурки мечтали стать бандитами, я сбегал из школы, будете смеяться, в библиотеку. Потому что школьный курс мне был слишком простым и скучным, и я искал книги с более глубоким преподаванием предметов – начиная с математики и физики, и заканчивая историей.

И дело даже не в наличии или отсутствии способностей (хотя и в них тоже). На мой взгляд, главная проблема в мотивации к обучению. И это уже вопрос не школы/университета, а

— ценностей;

— воли.

И то, и другое должна давать, прежде всего, семья, а не министерство образования.

А если в некоторых семьях считается, что «зачем тебе учиться, главное – это пристроиться к хитрой схемке», или «получишь диплом (подчёркиваю – не знания!), уедешь за границу», или «девочке ум не нужен, достаточно удачно выйти замуж», то какой бы прекрасной не была система образования, а знаний дети из таких семей не получат. Потому что они им не нужны и не интересны.

У меня в университете от трети до половины материала давалось «на самостоятельную работу студентов» (СРС). И те, кто только слушал лекции, а дополнительно не занимался, нормальных знаний так и не получили. И кто им после этого виноват?

При этом меня и ещё одного Сашку профессор Кофанов выгонял с лекций, чтобы «своими дополнительными вопросами не мешали ему преподавать базовый материал – зайдёте со своими вопросами отдельно».

Орать про деградацию системы образования – это, конечно, модно и популярно. Но вы лучше в следующий раз задайтесь вопросом, почему в рамках одной и той же системы образования одни становятся учёными и инженерами, а другие нет? Это гораздо более важный и сложный вопрос, и ответ на него позволит понять, что же действительно нужно «поменять в консерватории».

Александр Роджерс

Источник: news-front.info