Ввиду скорого начала учебного года, возобновились слухи об отмене ЕГЭ: мне уже несколько мамаш говорили.
Почти наверняка его не отменят: слишком много денег вгрохано, слишком много людей вокруг него кормятся. Да и вообще у государства много других, более срочных и важных задач.
Но если уж реформировать систему образования, на мой взгляд, следует пойти по такому пути.
Прежде всего, надо незамутнённым и взглядом непричастного и неангажированного человека посмотреть на ту систему, которая есть. Не ругать её, не хвалить, а всего лишь набраться мужества и - увидеть. И подготовить обстоятельный доклад о реальных познаниях выпускников по всем изучаемым предметам. Сделать это надо силами не педагогов, а совершенно внешних по отношении к школе людей: Nemo judex in causa sua. (Никто не судья в своём деле). Результат, скорее всего, будет скандальный: по предметам, которые ученик не сдаёт на ЕГЭ, его познания стремятся к нулю.
Следует отметить, что и в ставшее уже легендарным советское время старшеклассники не очень-то налегали на предметы, которые не готовились сдавать в вуз. Немного дисциплинировали их школьные экзамены, но уж по предметам, по которым экзамена не было (например, география), можно было невозбранно не знать ровно ничего. При этом школьные экзамены, сдаваемые своим учителям, были очень льготными и принимались дружески, по-домашнему.
Сейчас экзаменов в советском стиле и вовсе нет, а 10-11-й классы полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Другие предметы попросту игнорируются. Этому помогает закрепившееся ныне разделение классов по специализациям: естественно-научный, социально-гуманитарный, языковой, математика и информатика, может, ещё что-то есть.
Это означает, что общее среднее образование умерло. Его фактически уже нет. О каком общем образовании может идти речь, когда общая математика – это что-то для умственно отсталых, а т.н. профильная – требует серьёзной подготовки? О каком общем образовании можно толковать, когда ЕГЭ по литературе требует освоить огромный массив текстов, а тот, кто литературу не сдавал, может свободно не знать, кто такой Молчалин. (Недавно я, беседуя с одним молодым человеком, это случайно обнаружила). Общее образование фактически разделилось на отдельные потоки – в зависимости от направления будущей профессиональной подготовки. А общее, повторюсь, исчезло.
Если мы наконец признаем, что общего среднего образования больше нет, то перед нами возникает такая развилка:
1) пытаться реанимировать общее среднее образование или
2) отменить старшие классы, позволить ученикам изучать те предметы, которые им нужны, и прекратить имитацию преподавания тех предметов, которые им не нужны и которые они всё равно не учат. И перестать тратить громадные казённые деньги на эту имитативную суету.
Чтобы реанимировать общее среднее образование, нужно ввести какой-то контроль знаний по всем предметам. Что-то вроде ЕГЭ по всем предметам. Какой-то минимум, ну, пусть 20-30 баллов каждый обязан набрать. Это неимоверно трудно, да и надо ли?
Второй путь предполагает следующее. Старших классов просто нет. Все оканчивают девять (лучше восемь, как было в советское время) классов и уходят из школы. И идут кто куда. Кто-то в ПТУ, кто-то в пед- или медучилище, кто-то в техникум, кто-то в физмат лицей, кто-то изучать модное ныне IT в среднее специальное заведение. Т.е. общее образование ограничивается восьмью-девятью классами, а дальше – обучение специализированное. Проучившись в ПТУ-техникуме 2-3-4 года (в зависимости от специальности), выпускник может пойти работать, а может, если проявил способности, продолжить обучение в вузе.
Для инженерных специальностей я бы сделала обучение в профильном ПТУ или техникуме обязательным. Поскольку я из инженерной семьи, я знала многих друзей моих родителей – инженеров. Некоторые из них учились в технических вузах после техникума, и никто не жалел об этом. Более того, для непосредственно производственной работы, они считали, это даже и лучше.
К тому же, чем раньше подросток погрузится в атмосферу какого-то профессионального труда – тем лучше для него. Он прибьётся к какому-то берегу, а не будет, как теперь, неприкаянно болтаться, не понимая, что ему думать о себе и кто он такой есть. Многие дурацкие подростковые эксцессы проистекают именно от отсутствия внятного представления о себе и своём месте в мире.
На это обычно возражают: в 15-16 лет человек ещё не понимает своих профессиональных устремлений. В подробностях – не понимает, а в целом – в общем-то чувствует. Ведь и теперь он фактически делает выбор в том же возрасте: долбать математику или литературу, биологию или IT. Выбор и связанное с ним отсечение каких-то путей и возможностей – подросток всё равно обязан делать, но специализация происходит в средней школе, где нет возможностей настоящей профессиональной подготовки, поскольку средняя школа генетически нацелена именно на общее образование. Максимум, что она может (в лучшем случае) – это с тем или иным градусом успеха готовить к ЕГЭ. Впрочем, повсеместное и широчайшее распространение репетиторства говорит о том, что и с этим делом она не слишком-то справляется.
Что будет, если молодой человек поймёт, что он, положим, поступил в техническое заведение, а потом увидел, что не это его призвание? Да ровно то же самое, что и теперь. Будет заниматься чем-то другим, получит дополнительное образование. Важно ещё одно: переучиться с инженера на, положим, бухгалтера – можно, наоборот – нет. Поэтому техническое образование, полученное в молодости, не вредит, а многим и помогает. В свете начинающейся реиндустриализации нашей страны это особенно актуально.
Так что не ЕГЭ надо отменять, а все старшие классы как дело пустопорожнее и никчёмное. Ну а ОГЭ по результатам 9-го (лучше 8-го) класса – это можно и сохранить.
Автор: Татьяна Воеводина