Как показывает практика, у большинства детей в 1-м классе уже есть смартфон, который ребёнок регулярно берёт с собой в школу. К 5-му классу остаются единицы детей без смартфонов, а многие вдобавок имеют свободный выход в Интернет.
Покупают гаджет родители или родственники, обосновывая своё решение необходимостью «быть с ребёнком всегда на связи». На вопрос «почему бы не обойтись кнопочным телефоном?» звучит стандартный и в чём-то резонный ответ, что «мой ребёнок будет чувствовать себя в школе хуже других, если у него не будет смартфона».
Однако смартфон – это не только средство связи с родителями, но и окно доступа в виртуальный мир. В каждом классе обязательно находится пару ребят, у которых к сим-карте подключен Интернет, и они его расшаривают для всех, в том числе чтобы повысить свой статус в глазах сверстников. В результате дети с младших классов начинают всё больше погружаться в медиапространство в то время, когда психологически они к этому явно не готовы.
Все школьные перемены проходят с гаджетами в руках – ребята массово, а зачастую и коллективно, играют в видеоигры и потребляют всевозможный «развлекательный контент» из соцсетей и видеохостингов. При этом по форме доминирует самый вредный клиповый тип информации, а по содержанию – отупляющий и деградационный контент (матерные песни, низкий юмор, аморальные блогеры), так как именно он находится на первых местах трендов интернет-платформ.
Никакой школьный урок по степени увлекательности, яркости и динамичности не может сравниться с видеоигрой, да и не должен, ведь школа призвана учить труду и самоконтролю, а педагог не клоун, чтобы соревноваться с гаджетом в умении развлекать и удерживать внимание ребёнка.
В результате школа, предлагающая «напрягать мозг», проигрывает битву смартфонам, дающим лёгкие и увлекательные виртуальные путешествия. Следствием этого проигрыша становится потеря ребёнком интереса к учёбе и серьёзные проблемы в воспитании.
Уже к 4-5-му классу большинству детей учёба становится абсолютно не интересна, а их мысли даже в школе целиком погружены в видеоигры или соцсети. Во время уроков ребёнок думает о том, как и во что он поиграет на перемене или сколько ему поставили лайков в соцсетях.
Помимо проблем с учёбой, к средним классам погруженность в деградационный медиаконтент способствует развитию следующих тенденций:
- повсеместное использование детьми матерной лексики;
- хамское поведение по отношению к учителям и одноклассникам;
- проблема травли сверстников, в том числе интернет-травли;
- раннее знакомство с порнографическим или как минимум пошлым, вульгарным контентом, и как следствие несвоевременное пробуждение интереса к половой сфере (по сути, растление);
- развитие эгоистической, потребительской системы ценностей, транслируемой современной массовой культурой под прикрытием «развлечения».
Учителя видят эти проблемы, чувствуют, что источником во многом являются смартфоны, и призывают в школьных чатах родителей проводить беседы с детьми, чтобы они не сидели постоянно в гаджетах.
Однако беседы помочь не могут. Соблазн поиграть в игры или полистать ленту ТикТока настолько велик, что многие взрослые не способны ему противостоять, а дети – тем более. Надо понимать, что все видеоигры и интернет-платформы создаются с применением множества технологий, ориентированных на максимальное удержание внимания пользователя. Над ними работают большие команды профессионалов, в том числе психологов.
Поэтому, как бы вы не взывали своего ребёнка к осознанности, надеяться, что пятиклассник выстоит в битве с профессиональными медиакорпорациями, если вы его выпустите на это «поле боя», – это тешить себя иллюзиями.
Так как к средним классам дети начинают пользоваться смартфонами (отнюдь не с целью учёбы) прямо на занятиях, то родители начинают обсуждать предложения по типу «сдавать телефоны в начале урока». На практике это решение не рабочее. Собранные телефоны постоянно пиликают, а процесс их сбора и выдачи отнимает много времени и сил учителя, и потому вскоре прекращается.
От более осознанных родителей звучат призывы переводить своих детей на кнопочные телефоны, как минимум на период их пребывания в школе (обычно их дети и так не пользуются смартфонами). Но большинство родителей к этому не готовы.
- Во-первых, всплывает всё тот же аргумент «все не согласятся, и мой ребёнок будет чувствовать себя ущербным».
- Во-вторых, нет понимания глубины проблемы. Изменение ребёнка под влиянием гаджета происходит постепенно, и большинство взрослых не выявляют этот фактор, а потому и не считают важным сильно из-за него заморачиваться. СМИ сегодня формируют к проблеме ложное попустительское отношение.
- В-третьих, если школьник уже 5 лет проходит в школу со смартфоном, то лишение его этой «игрушки», даже временное, – это повод для серьёзного конфликта в семье, на который многие родители опять же не готовы. Хотя, если бы понимали всю степень вредного воздействия смартфона – вероятно были бы более решительны.
Поэтому призывы учителей обычно не влияют на ситуацию, и она дальше развивается в негативном ключе.
Возможное эффективное решение – это полный запрет смартфонов со стороны руководства школы. Такая система работает в некоторых специализированных (например, кадетских) учебных заведениях, и благодаря этому учебная атмосфера в них лучше. Однако в обычной школе вероятность самовольного совершения директором такого резкого манёвра даже после обращения к нему отдельных родителей низкая. Причина простая – будет большое количество других недовольных родителей, которые начнут звонить, писать и обращаться в инстанции, требуя «защиты прав своего ребёнка».
Другой вариант – это длительная разъяснительная работа с родителями по донесению до них важности проблемы. Хорошо если бы она велась в рамках масштабной кампании на государственном уровне с последующим принятием решения о полном запрете смартфонов во всех общеобразовательных школах, либо частичном – для младших и средних классов (вместо смартфонов можно разрешить кнопочные телефоны без доступа к Интернету). Но такого пока нет. Не исключено, что по мере нарастания проблемы, государственная политика в этом вопросе изменится, чему необходимо способствовать подобными статьями и регулярными обращениями в органы власти.
На практике сегодня для решения проблемы гаджетов на уровне отдельной школы остаётся один вариант – деятельность в порядке личной инициативы отдельных активистов и родительских комитетов по разъяснению проблемы другим родителям и педагогам (проведение собраний, лекций, рассылка обучающего контента по школьным чатам, взаимодействие с местными СМИ, чиновниками и так далее).
Не факт, что удастся довести ситуацию до запрета смартфона на уровне своей школы, но этот труд в любом случае полезен, так как больше взрослых задумаются о влиянии гаджетов и возможно примут защитные меры хотя бы в отношении своих детей. А кроме того родительская активность будет способствовать росту внимания к проблеме со стороны государственных органов.
Автор: whatisgood.ru
Заглавное фото из открытых источников