Русские Вести

О любви к труду


Депутат Госдумы РФ Любовь Духанина объяснила Newtonew, почему нужно вернуть трудовое воспитание в школу.

Трудолюбие — весьма полезное качество. Его рекомендуют развивать у детей с трёх лет психологи, а потом во взрослой жизни очень ценят работодатели и партнёры. И вот с августа этого года на повестке дня оказался вопрос о том, что в школы необходимо вернуть трудовое воспитание, дабы развивать это качество у современных детей.


Однако заявления министра образования, касающиеся возвращения в школы общественно-полезного труда, работ на пришкольных участках и уборки учениками классов, вызвали широкий спектр реакций: от «Наконец-то!» до «А как же учебный план?» и «Я не хочу, чтобы в школе эксплуатировали моего ребёнка».

Пока Минобрнауки готовит пакет законопроектов о трудовом воспитании и рекомендации по программам общественного труда, мы решили выяснить, почему тема труда стала так актуальна на федеральном уровне и каковы хотя бы примерные очертания будущего, которое ждёт школьников с развитием этих инициатив.

На наши вопросы ответила Любовь Духанина, президент образовательного холдинга «Наследник», заместитель руководителя комитета Госдумы РФ по образованию и науке.


Любовь Духанина

Любовь Духанина
президент образовательного холдинга «Наследник», заместитель руководителя комитета Госдумы РФ по образованию и науке

— Любовь Николаевна, давайте начнём разговор с определений. Что мы должны понимать под трудовым воспитанием именно в рамках общего школьного образования? Каковы его цели?

— Трудовое воспитание — это воспитание в человеке ценностей труда, формирование уважения к результатам своего труда и труда чужого. В школе такое воспитание должно быть одним из центральных процессов. Начать с того, что само по себе ученье — это труд. Например, если мы говорим о ребёнке в первом классе, то для него учение — это труд непривычный. Потому что он приходит из детского сада, где ключевой деятельностью была игра. Он прикладывает определённые усилия для того, чтобы получить результат. И учителя много работают над тем, чтобы показать ребёнку, почему этот результат важен.

Первый опыт преодоления трудностей
Первый опыт преодоления трудностей.
Источник: kulturologia.ru
 

Кроме интеллектуального труда есть ещё и труд физический. Помимо интеллектуальной нагрузки, результатом которой становится приобретение качеств в самом человеке, трудовое воспитание учит, что человек, прикладывая усилие, в том числе физическое, достигает определённого результата.


Человек может вымыть посуду, зашить порванную вещь, выпилить маме на 8-е марта поделку, связать салфетку. В этом процессе из ничего возникает что-то, и он это учится ценить.

Вот простой пример. Не так давно в одной из школ города Тутаев Ярославской области учителя были озабочены тем, что дети не уважают труд уборщиц, ломают мебель, рисуют на стенах. Они провели образовательную игру: организовали коллективное создание макетов достопримечательностей своего города и сделали в школе из этих поделок выставку. Учителя начали замечать, что, если кто-то из детей пытался сломать макеты, другие ребята пресекали эти действия. И через некоторое время в школе почувствовали, что дети стали больше уважать пространство вокруг себя, стали меньше мусорить и разрушать. Так проявляются реальные результаты трудового воспитания.

— Вы не раз отмечали, что необходимо внести поправки в Закон об образовании, которые касались бы трудового воспитания. В частности, вы предлагали ввести понятия «труд по самообслуживанию» и «общественно-полезный труд». Что, по-вашему, эти понятия означают? Какие они должны включать виды деятельности в рамках общеобразовательной школы?

— В нынешнем Законе об образовании говорится, что привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей запрещается. Для полноценного участия школы в вопросах воспитания мы должны разрешить ей привлекать ребят к созидательному труду. В поправках в Закон об образовании мы предлагаем ввести понятия «труд по самообслуживанию» и «общественно-полезный труд». «Труд по самообслуживанию» — это деятельность, направленная на обустройство пространства и жизни в школе. Например, ребёнок пролил в классе воду, правильно будет, если он вытрет воду с пола. Или протрёт учебную доску. А «общественно-полезный труд» — это труд, полезный для общества. Он, кстати, не обязательно включает физический труд. Это те же самые волонтёры, которые помогают пожилым людям или встречают в школе зарубежных гостей или гостей из регионов.

Создание скворечников — всемирно признанный способ трудового и экологического воспитания.
Создание скворечников — всемирно признанный способ трудового и экологического воспитания.
Источник: loc.gov
 

Существуют разные пространства для применения себя, ни в коем случае не стоит сводить общественно-полезный труд чисто к физической работе.

— То, чему школа обязана научить детей, определяет ФГОС. Вы отмечали, что в современном ФГОСе трудовому воспитанию внимание не уделяется. Значит ли это, что его нужно менять?

— Да, ФГОСы нужно совершенствовать, за последние несколько лет мы уже инициировали не одну поправку к стандартам. Стандарты в отношении трудового воспитания сейчас отсутствуют. Мы говорим о том, что нужно прописать более детальные требования к результатам воспитательной работы, в том числе и в области трудового воспитания. В школе в этом вопросе сейчас не хватает понимания, что разрешено, а что нет.

Каждая школа может прописать в своей образовательной программе трудовое воспитание, но обычно в школе нет достаточного методического и научного потенциала для того, чтобы это сделать.


Расхожее заявление о том, что трудовое воспитание осуществляется в рамках предметов — давайте честно скажем, что этого не происходит.

Потому что для учителя-предметника самое главное — это стандарт, в котором написано, что должны быть достигнуты предметные результаты, которые к трудовому воспитанию не имеют прямое отношение.

— Как вы считаете, почему сейчас разговор о возрождении трудового воспитания стал так актуален? Какие для этого были объективные причины?

— В последнее время стало очень заметно, что дети меньше работают руками. Кройка и шитьё, резьба по дереву — это стало всё скорее редкостью, чем нормой. При этом сильно увеличился объем интеллектуальной нагрузки. У современных детей часто хорошо получается интеллектуальный продукт, но при этом физический продукт они сделать не могут. Многие простейшие задачи, которые 10 лет назад школьник решал легко, например, сделать что-то из листа бумаги, сейчас вызывают затруднения. Если раньше для школьника экзотикой было посидеть за компьютером, то сейчас экзотика — сделать что-то своими руками.

Создание скворечников — всемирно признанный способ трудового и экологического воспитания.
Дети любят работать руками. Но иногда сами об этом не догадываются.
Источник: zhurnalko.net

— В различных дискуссиях об образовании часто можно услышать предложение «вернуть всё лучшее» из советской образовательной системы. И обращение к теме, которую мы с вами сейчас обсуждаем, многими воспринимается в этом ключе. Так ли это?

— Правильнее было бы это назвать не возвращением лучшего из советской образовательной системы, а возвращением того элемента, который вообще из образования выпал и был утрачен. Если мы возьмём даже образование царских времён, то дети царской семьи учились рисовать, вышивать, их обучали медицинскому делу. То есть прививались первичные навыки ухода за собой, за близкими, за окружающими, за пространством вокруг себя. Во многих культурах мальчик считался мужчиной, когда начинал трудиться, были специальные обряды посвящения, например, связанные с охотой. И сейчас нам нужно вернуть важный элемент трудового воспитания в образование.

— Расскажите, пожалуйста, о методических рекомендациях по программам общественного труда, которые должны появиться в течение года. Какие будут предусмотрены варианты их интеграции с обязательной школьной программой? (выделение обязательных часов в рамках учебного плана, внеклассная деятельность, общешкольные мероприятия, волонтёрство?)

— Да, такие рекомендации должны быть. Чётким и понятным языком до педагога должно быть доведено, к какой деятельности дети могут привлекаться, к какой нет. Ведь в реальности многие инициативы учителей разбиваются о то, что нельзя делать.


Здесь нам предстоит большая общественная работа и обсуждение того, к какому труду детей привлекать можно, к какому — нет.

Естественно, никто не говорит о том, что детей нужно эксплуатировать, повышать норму физического труда. Понятно, что конкретное решение правильнее будет оставить за школой и за родителями. Но при этом рекомендации для разных категорий школ и детей должны быть. Так же как и рекомендации того, как применять формы трудового воспитания в рамках школьной работы.

Школьник Ваня Козлов пасёт коров. Фото: Сергей Васин, 1942 г.
Школьник Ваня Козлов пасёт коров. Фото: Сергей Васин, 1942 г.
Источник: собрание МАММ / МДФ
 

— Кто в школе будет отвечать за реализацию программ общественного труда? Как будет контролироваться и регламентироваться проведение этой деятельности?

— Каждые школы решают это по-разному. Обычно в школе есть заместитель директора по воспитательной работе, в некоторых школах это совмещено — есть и замдиректора по воспитательной работе, и старший вожатый, который занимается как раз всеми этими внеурочными активностями. Что-то может сделать классный руководитель или другой специалист.

Пока по регламентации программ по общественно-полезному труду нет чёткого представления, определённо что-то сказать нельзя.

— Как вы считаете, нет ли опасности слишком формального подхода к реализации этой инициативы, когда вместо отношения к труду как к способу менять мир к лучшему мы получим отношение к труду как к «обязаловке»? Как такой опасности избежать?

— Всегда есть опасения, что что-то будет реализовано формально. Я считаю, что во всех начинаниях нужно избегать излишней зарегламентированности. Естественно, нужен определённый контроль: и контроль родительский, и контроль соответствующих органов. Но он должен осуществляться таким образом, чтобы каждое мероприятие не нужно было бы по сто раз согласовывать, подавать различные заявки, как это сейчас происходит с тем же детским туризмом, который фактически запрещён: он зарегламентирован так, что проще никуда не ездить.

— И вопрос к вам как к практику. Как вы учитываете необходимость трудового воспитания в школе, которой руководите сами?

— В нашей школе мы много делаем руками. У нас есть студии, специальные занятия, туристический клуб. Дети создают поделки, рисуют, устанавливают палатки, организуют кострище для приготовления пищи, разбивают трассы для туристических соревнований. И мы видим, что при правильной подаче эти занятия детям очень нравятся, они с удовольствием берут в руки ножницы, клей, другие инструменты. Мы должны сделать так, чтобы ребёнок с радостью занимался трудом и чтобы такие занятия были нормой. Ведь труд облагораживает и возвышает человека, даёт личности возможность состояться в жизни.

Источник: newtonew.com