В конце июля 2020 г. Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей при РАН и Минздраве совместно с Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья опубликовали утвержденное после серьезного экспертного согласования руководство - «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования». Оно посвящено безопасности здоровья детей в период внедрения в российских школах т.н. «цифровой образовательной среды» (ЦОС) и расширения оснований для их перевода на дистанционное обучение. Данный документ пока носит рекомендательный характер, но с большой долей вероятности может быть интегрирован в обновленные СанПиНы по электронному обучению, выпуск которых в Роспотребнадзоре намечен на 2021 год. Это самая серьезная на сегодня попытка регламентировать неуемные аппетиты оцифровщиков образования в РФ, и «Катюша» считает важным ознакомить с руководством родителей и всех заинтересованных граждан.
«Гигиенические нормативы…» (полная версия – по ссылке https://niigd.ru/pdf/ZOS_21.07.2020.pdf) базируются на результатах научных исследований, выполненных в последние годы, в том числе в рамках многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий под эгидой Отделений медицинских наук РАН. Они являются логическим продолжением и обобщением опыта санитарных рекомендаций от НИИ при Минздраве и Минпросвете, о которых мы ранее рассказывали.
Во вводной части документа поясняется, что он «устанавливает гигиенические нормативы и специальные требования к цифровой образовательной среде школы и онлайн-обучению детей в домашних условиях, гигиенические нормативы шрифтового оформления текстовой информации учебных электронных изданий», и почему сейчас эта тема как никогда актуальна.
«За последние годы резко возросла информатизация образовательного процесса с использование электронных средств обучения, что внесло свой вклад в ухудшение состояния здоровья детей. Результаты лонгитудинального наблюдения свидетельствуют о росте от 1-го к 11-му классу на 14,7% распространенности функциональных отклонений (с 3283 до 3765 на 1000 чел.), а хронических болезней – на 52,8% (с 813 до 1242 на 1000 чел.)1. Болезни глаза, в основном миопия, стали занимать одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости: за одиннадцатилетний период обучения в школе частота встречаемости функциональных нарушений зрения у школьников увеличилась вдвое (с 219 до 453 на 1000 чел.), а хронических болезней – в 16 раз (с 11 до 170 на 1000 чел.). Кроме того, острота зрения у большинства обучающихся снижалась на 0,5-1,0 диоптрию в год, а у некоторых – до 2-2,5 диоптрии. Более 62,0% выпускников школы имели нарушения зрения. Обращает также на себя внимание значительная распространенность среди старшеклассников функциональных отклонений со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем.
Основным принципом создания ЦОС должно быть обеспечение её безопасности для здоровья обучающихся. Материально-техническое оснащение и информационно-телекоммуникационная и технологическая инфраструктура образовательных организаций также должны осуществляться с учетом их влияния на детский организм. В настоящее время отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к ЦОС.
Наиболее распространенные и широко используемые для учебных целей среди детей и подростков смартфоны не могут обеспечить отражение учебной информации в соответствии с гигиеническими и офтальмологическими требованиями. Диагональ экрана этих устройств не позволяет достичь необходимых оптимальных для зрительной работы параметров шрифтового оформления контента учебной информации. При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как значимый фактор риска развития патологии органов зрения детей и подростков», – справедливо замечает коллектив авторов во главе с член-корреспондентом РАН, руководителем программы многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий, директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей Владимиром Кучмой.
Профильные ученые действительно подошли к теме предельно серьезно, постаравшись регламентировать не только допустимое время использования, но и размеры шрифта на электронных устройствах, используемых в образовательном процессе, их допустимые углы наклона и обзора, допустимые места размещения в аудитории. Также серьезное внимание уделено организации учебной и физической активности на уроке, правильному распределению предметной нагрузки на неделе. Приведем наиболее важные, на наш взгляд, положения из гигиенических нормативов с комментариями редакции:
«Требования к цифровой образовательной среде (в школе):
3.1.2. Использовать системы беспроводной передачи данных в образовательных организациях для создания локальной вычислительной сети, подключения к сети Интернет, для подключения периферийных устройств ПК не рекомендуется. При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки WiFi до ближайшего рабочего места должно быть не менее 5 м.
В учебных помещениях, на этажах, в отдельно стоящих зданиях для обучающихся начальных классов не допускается установка и использование системы беспроводной передачи данных, а также использование беспроводного подключения периферийных устройств ПК».
Это прямое подтверждение вреда радиосвязи формата WiFi для здоровья школьников, причем для учеников начальных классов последствия могут оказаться фатальными. Обеспечить пятиметровое расстояние от роутера до ближайшего рабочего места школьника в классе будет непростой задачей, учитывая тот факт, что цифровизаторы сегодня буквально нашпиговывают школы именно WiFi передатчиками. Планшеты в массе своей, как известно, не имеют портов для подключения к проводному интернету, так что их использование в школах также должно быть ограничено.
«3.1.3. Использование на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается».
«3.1.4. Не допускается использование смартфонов для образовательных целей (чтение, поиск информации). Использование обучающимися личных мобильных средств связи в образовательной организации должно быть ограничено, если такая необходимость не обусловлена медицинскими показаниями в отношении здоровья. Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на территории образовательных организаций не рекомендуется».
То есть никаких смартфонов и антенн сотовой связи в школах – об этом уже вопиют профильные ученые, призванные защищать здоровье наших детей! Давно назрело соответствующее законодательное решение. Хотя находящийся сегодня в Госдуме законопроект, предполагающий изменения в ФЗ «О связи…», напротив, может открыть доступ операторам ко всем жилым и государственным зданиям, что не может не вызывать беспокойства.
«3.1.7. Минимальное расстояние от интерактивной доски (интерактивной панели) до первых парт должно быть не менее 2-кратной высоты экрана, но не менее 240 см. Наибольшая удаленность рабочего места обучающегося от интерактивной доски не более 860 см. Высота нижнего края интерактивной доски (панели) на полом составляет 70-90 см.
3.1.8. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать слепящий эффект.
3.1.10. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами / занавесями из светонепроницаемой ткани».
Серьезные требования к интерактивным доскам, которые сегодня на практике мало где выполняются. Именно эти ЭСО вызывают множество проблем со зрением, осанкой, концентрацией внимания школьников – жертв эксперимента МЭШ/РЭШ.
«3.2. Требования к онлайн-обучению в домашних условиях:
3.2.1. В режиме онлайн-обучения следует использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет. При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки WiFi до рабочего места обучающегося должно быть не менее 5 м.
3.2.4. Ноутбук следует размещать только на твердой ровной поверхности. Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
3.2.8. Организация рабочих мест пользователей ПК, ноутбуков и планшетов должна обеспечивать зрительную дистанцию до монитора не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом 30. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа. В поле зрения пользователя ЭСО не должно быть ярких источников света. Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза».
Как видим, беспроводной интернет не рекомендуется использовать и дома – каждый должен взять это на вооружение. Множество важных ограничений по использованию ЭСО связаны с тем, что все они являются вредными для зрения источниками искусственного света, а потому авторы рекомендуют:
«3.2.12. Для чтения, выполнения заданий обучающимися всех возрастных групп следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях.
3.2.15. Режим использования электронных устройств, оборудованных экраном, во внеучебное время должен строиться на соотношении «один к трем» для обучающихся от 6 до 8 лет; для обучающихся 9-15 лет – «один к двум»; для обучающихся старше 15 лет – «один к одному» (например, «один к одному» – на каждые 30 мин работы – 30 мин отдыха)».
Кроме того, в руководстве впервые сформулированы нормативы к шрифтовому оформлению учебных электронных изданий, организации урока в соответствии с возрастными возможностями обучающихся, к углу видимости и размерам экрана ЭСО (подробнее с соответствующими таблицами можно ознакомиться в полной версии документа). Родителям же будет особенно интересно оценить допустимую продолжительность использования электронных средств обучения. Она также проиллюстрирована таблицей (если используется одновременно несколько ЭСО, предельно допустимое время использования необходимо рассчитывать по наименее продолжительному максимуму для одного из них):
Как видно, максимально допустимая продолжительность использования компьютеров, ноутбуков и планшетов как в школе, так и дома, исключает использование электронных средств обучения и дистанта даже в формате «один учебный день целиком за компьютером», не говоря о более длительном времени. Причем это касается как учеников младших классов, так и без пяти минут выпускников. Один простой пример – ученик 9 класса, находящийся на «домашнем дистанционном обучении», с безопасностью для здоровья может проводить в день не более 2 часов (120 минут) за компьютером. И это с учетом досугового времени. Исходя из рекомендаций Минпросвета, урок на дистанте должен длиться 30 минут. То есть у него будет время только на 2-3 сокращенных по сравнению со школьными урока в сутки! Естественно, полноценно освоить школьную программу при таком графике не представляется возможным, так что дистанту в качестве самостоятельной формы обучения подписан научный «расстрельный» приговор.
Авторы документа также предусмотрели программу упражнений для поддержания здоровой двигательной и зрительной активности школьников – перерыв на зарядку предусмотрен в середине каждого урока. Таким образом, электронное обучение в этом руководстве обретает свое законное место дополнительной, вспомогательной образовательной технологии, которая должна использоваться лишь небольшое количество времени по сравнению с традиционными занятиями.
Редакция «Катюши» получила оперативный комментарий по поводу выхода в свет данного руководства от одного из авторов-разработчиков – доктора биологических наук, председателя РНКЗНИ, члена научно-консультативного комитета Международной программы по неионизирующим излучениям ВОЗ Олега Григорьева:
«Очень доволен результатом, так как мы впервые четко дали рекомендации по использованию в школах устройств беспроводного доступа (WiFi, сотовые телефоны и базовые станции связи). На мой взгляд, осталась слабо раскрыта тема со средствами визуального отображения информации – хотя их влияние на зрение самое очевидное, а через глаз на центральную нервную систему в целом, так как работает парадигма «глаз – часть мозга, вынесенная наружу». Причина в том, что необходимо разработать группу методик по оценке этих источников, по их оптимизации как устройств и по их расположению в классах. А это НИР, которые требуют денег, много денег. Но значительно меньше, чем уже потратили на «железо» для электронной школы и меньше, чем придется тратить на лечение подрастающего поколения.
Документ сейчас носит рекомендательных характер. Он официально направлен в Минпросвет еще в начале августа. Конечно, тогда же он направлен в Роспотребнадзор для интегрирования в СанПиН «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ», который по планам Роспотребнадзора, с 2021 года заменит действующие СанПиН, регламентирующие работы разных организаций для детей.
Наш документ имел очень большую международную положительную реакцию, это тема, на которой Россия может делать положительный пиар – только очень хотелось бы иметь в этом деле поддержку от государства.
Что касается ЦОС в целом, надо понимать, что проект не возник на пустом месте: государственная история компьютеризации школ идет еще с советских времен – это логическое продолжение, которое получило бизнес-поддержку. В странах с сильным госвлиянием, например, во Франции, примерно такая же картина планового внедрения ЦОС. Однако Франция отличается от России законодательным закреплением норм охраны здоровья детей – там предусмотрена реальная ответственность за их нарушение. Примерно то, что мы рекомендуем, у них обязательно.
На мой взгляд, Минпросвет очень рискует, делая акцент на компьютеризацию школ без упора на здоровую окружающую среду в школах. Это тоже старая дискуссия: в СССР в споре победили гигиенисты, поэтому были жесткие регламенты. Сейчас побеждает бизнес, а когда будет осознание, что выпускники – слепые идиоты, то опять вопрос здоровья станет национальным приоритетом. Полагаю, что первым здесь забьет тревогу министерство обороны. Не исключаю, что они уже чувствуют эту проблему, просто пока общего понимания ее первопричины», – резюмировал Григорьев.
P.S. Редакция «Катюши» напоминает родителям, что они имеют все основания использовать данные научные нормативы и рекомендации в своих обращениях к руководству школ и образовательных органов власти с требованиями обеспечить безопасную среду обучения для своих детей.