Русские Вести

«Необходима национальная стратегия развития речевой культуры»


В последние годы государство уделяет большое внимание языковой политике и законодательству о языке. Были приняты поправки к закону «О государственном языке», идет работа над созданием Национального словарного фонда, утверждена Концепция государственной языковой политики, есть программы сохранения языкового разнообразия России. Какие проблемы сейчас стоят перед обществом, если говорить о русском языке? Каким образом можно было бы эффективно повысить речевую культуру жителей страны? Об этом нам рассказал руководитель Грамоты, член Совета при президенте РФ по русскому языку Константин Деревянко.

Грамота: Вы уже много лет занимаетесь издательскими и просветительскими проектами, взаимодействуете со школами, состоите в Совете по русскому языку. Какие тенденции вы видите в последние десять — пятнадцать лет?

Константин Деревянко: Лучше всего эти тенденции прослеживаются на Грамоте: этим ресурсом пользуются около 20 млн человек ежегодно. Мы активно работаем с этой аудиторией, изучаем ее запросы, обрабатываем данные и благодаря этому уже сейчас имеем объективную информацию о том, что происходит с языковой ситуацией в стране.

Принято оценивать уровень знания русского языка по тому, как выпускники сдают ЕГЭ по русскому языку, а эти результаты вроде бы не ухудшаются год от года. Но их нельзя считать объективным показателем уровня речевой культуры, функциональной грамотности, коммуникативной компетентности — всего того, что требуется современному человеку в жизни. Гораздо более показательны результаты выпускников по другим предметам в той части, которая касается понимания текста и умения выразить свои мысли.

Так вот, результаты ЕГЭ 2023 года по математике, истории, обществознанию показывают нам, что школьники на самом деле плохо владеют русским языком, если подходить к нему не как к предмету школьной программы, а как к инструменту для анализа информации, успешной коммуникации.

91,6% выпускников не может решить текстовую задачу по экономике. 85,9% не могут ответить своими словами на вопрос, требующий анализа исторического текста. 80,2% выпускников не могут развернуто объяснить биологическое явление. 

Это проблема существует не только в России. Мы наблюдаем общемировую тенденцию к снижению речевой культуры, связанную с появлением новых технологий коммуникации, с распространением клипового мышления; но школа как массовый институт может многое предпринять для решения этих проблем. 

Как на практике могут выглядеть новые подходы к преподаванию русского языка в школе?

К. Д.: Основа основ — читательская грамотность. Если мы смогли поставить ребенка на эти «рельсы», если он начал сам читать, причем читать с удовольствием, это уже полдела. Но это возможно только в том случае, если ребенок хорошо понимает прочитанное, то есть имеет достаточный словарный запас и знает, куда обратиться, если возникли сложности с пониманием того или иного слова. Это процесс двунаправленный: с одной стороны, любой человек расширяет свой словарный запас с помощью чтения книг и словарей, а с другой, исследования показывают, что культура чтения прививается тогда, когда мы понимаем прочитанное.

Дополнительные сложности с чтением в начальной школе связаны с тем, что сегодня в системе образования до 40% детей требуют языковой поддержки. Это и дети-инофоны, и дети с речевыми отклонениями. Многие приходят в школу с небольшим словарным запасом и из-за этого испытывают сложности в освоении образовательных предметов и психологические трудности в общении со сверстниками.

Чтобы увеличивать словарный запас, нужны специализированные словари, не только адаптированные к возрасту ребенка, но и отражающие современную реальность, которая его окружает.

Если в программе нет актуального языкового материала, ребенок теряет интерес к учебе. Мы проанализировали тексты учебников и дополнительных материалов по русскому языку и обнаружили, что больше половины слов, которые там используются в заданиях, — это природа (сотни названий птиц, например), окружение ребенка, дом, быт, удивительные слова вроде подъюбник, которые ребенку никогда не понадобятся. И лишь в незначительной степени  присутствует современная лексика, наука и технологии, те понятия, которые помогли бы детям осваивать программу по другим предметам. Система образования сегодня упускает из виду, что  русский язык — тот инструмент, с помощью которого школьник осваивает все школьные дисциплины, причем не только гуманитарные.

Как, на ваш взгляд, можно учесть «интересы» других школьных предметов на уроках русского?

К. Д.: Для начала необходимы качественные словарные источники, которые описывают всю межпредметную лексику. На их основе строится система метапредметного обучения языку с соответствующим обучением педагогов по математике, физике, истории, обществознанию… Мы говорим не только о модернизации подходов к преподаванию правил русского языка, но и  об обучении языку как универсальному инструменту, о том, что необходимо формировать межпредметный понятийный аппарат как основу читательской грамотности и коммуникативной компетентности детей.

Вернемся ко взрослым. Вы говорите о низкой речевой культуре. Что вы вкладываете в это понятие? Что в него входит, кроме соблюдения правил орфографии и пунктуации, правильной постановки ударения?

К. Д.: Когда мы сегодня говорим о речевой культуре или грамотности в широком смысле, мы имеем в виду не столько умение писать слова без ошибок или правильно расставлять запятые (в конце концов, для этого давно есть спелл-чекеры, а совсем скоро будут ИИ-помощники), сколько способность понимать тексты, формулировать свои мысли как письменно, так и устно. Я убежден, что культура речи — это про мышление, про логику. Навык работы с текстом позволяет человеку грамотно строить свою интеллектуальную деятельность.

Если ты умеешь писать и анализировать тексты, значит, ты структурируешь информацию, и в любой области, в той же математике, можешь сформулировать решение.

Если мы хотим больше знать о современной речевой культуре, ее уровне, ее составляющих, факторах, которые на нее влияют, необходимо вести масштабные комплексные исследования в этой области. Сейчас с этой целью на базе Грамоты создается научно-исследовательский центр. В частности, мы планируем изучать связь успешности взрослых людей с их речевыми навыками и влияние языка лидеров мнений в интернет-пространстве на их целевую аудиторию.

В перспективе наша задача — опираясь на данные исследований, выстраивать на разных уровнях, в разных возрастных категориях, в разных отраслях индивидуальные траектории речевого развития, которое станет основой личного и профессионального успеха.

Есть ли цифры, которые подтверждают связь между грамотностью и успешной карьерой? И насколько вообще правильно мерить владение языком в деньгах?

К. Д.: Действительно, говоря о языке, мы чаще делаем акцент на том, что это наше наследие, культурный код, его важно сохранять и поддерживать. Но есть такое международное исследование компетенций взрослого населения, которое ежегодно проводится более чем в тридцати странах мира. Так вот, в этом исследовании грамотность (literacy)1 рассматривается как ключевая компетенция взрослого человека. 

Другое исследование, которое было проведено в США Благотворительным фондом Барбары Буш «Грамотность через семью» в 2023 году, показало, что экономика США теряет в год 2,2 трлн долларов из-за недостаточного уровня грамотности населения; это 10% ВВП.

В России, по нашим оценкам, потенциал роста составляет от трех до пяти процентов ВВП, если наша страна будет вести системную инвестиционную политику в отношении грамотности населения.

Сегодня стране необходима национальная стратегия развития речевой культуры и грамотности. Это непростая задача. Но я уверен, что системная работа может позволить за пять — десять лет эту ситуацию изменить.

Инвестиции в язык — это в каком-то смысле венчурные инвестиции. Государство в одиночку, несмотря на то, что это сфера ответственности государства, не может решить эту задачу. Частный бизнес в чистом виде тут тоже невозможен. Я считаю, что эффективен был бы формат государственно-частного партнерства. Долгие и дешевые инвестиции могут ситуацию исправить.

Какую роль играют новые цифровые технологии в нашей речевой практике?

К. Д.: Современные технологии вошли в нашу жизнь, и нет никакого резона этому противостоять. Грамота уже сегодня разрабатывает продукты на основе больших данных и ИИ. Но от прихода больших языковых моделей можно ждать улучшения ситуации, только если мы будем эти языковые модели дообучать, в том числе снижать количество ошибок в их суждениях о русском языке.

По нашим оценкам, GigaChat, к примеру, галлюцинирует, отвечая на девять из десяти вопросов, связанных с русским языком. Зато настроенная модель позволит создавать качественные документы быстрее и дешевле, вести коммуникацию более эффективно, в общем, поднимет качество так называемого среднего текста. Но настраиваться предстоит не только моделям. 

Человек тоже будет осваивать навыки общения с искусственным интеллектом: вникать в устройство нейросетей, выяснять, при каких условиях ИИ лучше выполнит поставленную задачу, учиться грамотно формулировать запросы.

Сегодня все обсуждают эволюцию чат-ботов, но вспомним, каких результатов когда-то добился и поисковый алгоритм «Яндекса» благодаря тому, что опирался на грамматическую модель русского языка, предложенную Андреем Анатольевичем Зализняком. Это позволило ему распознавать слова независимо от той формы, в которой они стоят. 

Если говорить о системе образования, то продвинутые современные ресурсы совмещают печатный формат с цифровым. Когда такие ресурсы нового поколения появляются, они высвобождают время учителя и стимулируют интерес ученика. И тогда проблема XXI века, как детей вытащить из смартфонов, отпадает сама собой. Будущее учебников — это экосистема, в которую ребенок вовлечен, где он обучается частично в формате игры, формулирует свои цели и выстраивает под них свой индивидуальный маршрут.

Но уже сегодня необходимы принципиальные решения Министерства просвещения, чтобы такие ресурсы появлялись в школе, чтобы система образования была настроена на их активное внедрение и использование. Для этого необходимо корректировать нормативно-правовую базу и проводить комплексное обучение учителей.

Важная функция русского языка как государственного — обеспечить взаимопонимание разных слоев общества. Вы говорите, что для этого нужно сближать их понятийные аппараты. Что вы имеете в виду?

К. Д.: Язык медиков, юристов, язык разного рода официальных документов очень сложен, обществу необходима работа в этой области. Если речевая коммуникация непрозрачна в таких важных сферах жизни, как медицина или юриспруденция, это затрудняет взаимопонимание в стране в целом, а значит, мешает экономическому росту.

Производительность любой отрасли экономики зависит от эффективной коммуникации тех, кто в ней работает, и в первую очередь руководителей. В основе такой коммуникации — единый понятийный аппарат, описывающий все ключевые отраслевые понятия. На сегодняшний день у нас есть явные пробелы в этом вопросе: отраслевых словарей почти нет, они не актуализируются, а новые специалисты могут совершенно по-разному понимать свою профессиональную область. 

И конечно, речевое развитие не может заканчиваться в школе, оно должно продолжаться в колледже, в университете, в той профессиональной области, которую человек выбрал. Речевые компетенции обеспечивают эффективную коммуникацию, позволяют снимать напряжение и разрешать конфликты. Поэтому нам нужно заботиться о речевом развитии взрослых, повышать наш уровень владения языком, чтобы лучше понимать друг друга. 

1 Под грамотностью в этом исследовании подразумевают способность понимать и использовать в разнообразных обстоятельствах информацию из письменных текстов (в том числе цифровых) ради достижения целей, получения знаний и развития своего потенциала.

Ксения Киселева, главный редактор Грамоты, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН

Источник: gramota.ru