Мама — это чудо, конечно. И мамы всякие нужны. И главное в маме не орфографическая и пунктуационная щепетильность — это ясно. Но я по поводу маминых претензий и претензий к маме хочу сказать.
Не так давно имела радость наблюдать, как одна маман в школьном фойе отчитывала своего ребенка за троёчный диктант по русскому. Ответственная родительница была в сильном расстройстве от того, что сыну грозит трояк в четверти. Крик выразительный, руки недовольно в разные стороны, взгляд яростный, а пацан с глазами побитой собаки рядом стоит и молчит в тоске. Я всё хотела спросить: он от вашего крика грамотнее что ли станет? Не спросила.
Воспитательные сюжеты я изучаю всякий раз, когда оказываюсь в школьном предбаннике. Почему-то первые вопросы к детям: какие оценки сегодня? Что по математике поставили? Что по русскому получил? Сдал инглиш?
Я бы озверела. У детей сказочное терпение. Невероятная любовь к родителю. Фантастическая броня. И за всё это они получают даже не банальное “как дела?”, а напряженное “на завтра много задали?”.
Но я сейчас не о содержательных разговорах с чадами. Я о воплях родителей по поводу неуспеваемости.
Одна моя подруга жалуется:
— Он у меня тупит страшно. Не может выучить какие-то там причастия с “н” или “нн” — не знаю, но что там учить? У него три тройки уже, а он всё тупит!
Спрашиваю:
— Как пишется “кошенный утром луг”, с одной “н” или двумя?
Не знает. И возмущается:
— А мне зачем?!
А ему? ЕГЭ сдать? Тебя порадовать? Ты живёшь 40 лет почти, представления не имея о правописании «каких-то там» причастий, а сын твой не проживёт что ли? Будь последовательна, мама, не вопи, коли сама не в курсе. И научись радоваться не оценкам, а знаниям. Что толку, если ребёнок принесёт тебе четыре балла по русскому. Или даже пять. Или все сто. Разве это гарантия знаний? К псам бы эти баллы, разве в них дело? Радуйся, мама, что ребёнок читает книги, пишет стихи, ухаживает за девочкой, копит деньги тебе на подарок к 8 марта, планирует с отцом строительство теплицы — живёт, становится мужчиной.
Мамы, готовые рвать волосы себе и ребёнку за ошибки по русскому, загляните в троечный диктант. Там написано правильно очень много слов, которые вы, мамы, писать грамотно не умеете. А он умеет. Ему девять, а он умеет писать “оранжевый”, “что-нибудь” и даже “то есть». И ещё много чего.
Я хочу сказать мамам, которые орут на детей за невыполненную домашку, за двойки по технологии и пению, за грязь в рабочих тетрадках, за кривые буквы в прописях, за тройки по ИЗО, за провалы в математике, за “мало подтягивалась на брусьях”… Мамы, будем честными. Прежде чем орать за брусья — сама на них влезешь? Если у меня руки растут из того места, которым не шьют, как я могу возмущаться, что моя дочь криво сшила фартук? Да сшила вообще что-то, что очень напоминает фартук, — здорово! Молодец! У ребёнка тройка по алгебре и геометрии? Мама, <…>ты сама-то помнишь, как считать проценты, дроби, извлекать корни или хотя бы рисовать синусы и косинусы? Не помнишь — не ори. Помнишь — научи.
Короче, я всё это к тому, что дети заслуживают большого уважения. За то, что они умеют делать такое, чего мы не умеем. Залезать на брусья. Шить фартуки. Рисовать русскую избу или греческие вазы. Решать логические задачи. Помнить басни Крылова и Лафонтена, стоны Некрасова и сонеты Шекспира. За то, что умеют писать “мало-помалу” через дефис и “как будто” без дефиса. И много ещё за что. И не надо на них орать за ошибки. По-моему, надо им чаще говорить, какие они молодцы. А себе почаще напоминать: не знаешь — не ори, знаешь — научи.
И да пребудет с нами сила, терпение и самообразование.
Евгения Горина