В эпоху современных цифровых технологий наше общество столкнулось с невиданной в истории проблемой. У нас непрерывно из-под носа «воруют» детей – переформатируют их, управляют ими прямо у нас дома, в школе, на улице. Осуществляется это «воровство» путём воздействия на детей мощными потоками вредной, разлагающей нравственность информации. Процесс создания, тиражирования и распространения злонамеренной информации управляем и преследует конкретные цели, как, в общем, так и в частных случаях. Направлен этот поток информации против формирования нравственности личности ребёнка, как следствие семьи, общества, государства. Проверить это можно, сверив любой «контент» на соответствие с положениями Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Техническим средством доставки злонамеренной и вредоносной информации в сознание детей сейчас в первую очередь является смартфон. На фоне почти полного отсутствия в государстве нравственных фильтров в СМИ, соцсетях и видеохостингах наличие смартфонов с неограниченным доступом в интернет в детских руках — это чудовищная опасность, гарантированно оказывающая пагубное влияние на психику детей и приводящая к разного рода необратимым последствиям. Происходит это в обход и вразрез воспитания родителей, системы образования, общества и государства.
Получая в руки смартфон, ребенок неминуемо сталкивается с плохими примерами поведения, которыми заполнены так называемые «тренды» и «рекомендации» всех крупных интернет-платформ. Ребёнок, даже если не повторяет их, то привыкает к ним, как к «должным». Так распространяется девиантное поведение. Некоторые вопиющие примеры последствий вредоносного наполнения интернета за последние 10 лет, которые с каждым годом всё больше становятся обыденностью, «нормой» среди подростков:
- суициды и суицидная философия, «синий кит», мода на некрофилию;
- травля сверстников, а теперь и учителей в школах;
- жестокость и садизм среди детей и подростков. Расстрелы в школах;
- неуважение к преподавателям, родителям и старшим;
- стимулирование искажённого представления к вопросам пола. Половые извращения;
- всё более раннее приобщение к легальным и нелегальным интоксикантам, к нетрезвому образу жизни;
- безнравственность, депрессивность, чрезмерные требования к потреблению; пресыщенность жизнью;
- неспособность читать книги, осваивать объемы информации, тотальное клиповое мышление, полная зависимость от интернета, смартфона;
- трудность в выстраивании дружеских, общественных отношений, как следствие, неспособность создания семьи.
Кто является субъектом, воздействующим этой информацией на детей, подростков и всё общество, каковы его методы и конечные цели – частично известно. Это уже неоднократно обсуждалось официальными лицами и в том числе на ресурсах проекта «Научи хорошему» – например, в статье «Кто заказал терроризм в школах? Мнение отца пятерых детей».
Некоторые причины, почему люди в массе не замечают новой проблемы:
- Проблема «молодая», ей около 10 лет. Нарастает она плавно, по мере распространения доступности смартфонов с безлимитным интернетом. То есть дети примерно с 2005 г. рождения начали плавно попадать под этот «каток». Все оглашённые беды с детьми были и ранее, но масштабы были несопоставимо меньше. Например, персональные компьютеры с доступом в интернет появились в массе ориентировочно 2008-2010г. Но распространение вредоносного контента было ограничено стационарным местом технического устройства, слабой интерактивностью по сравнению с мобильным смартфоном и зачаточным развитием социальных сетей того времени;
- Систематическое ослабление института семьи. Отсутствие, или отстранённость от воспитания многих отцов. Мало детей в семье. Один, максимум – два ребёнка. «Непонятные отклонения» в поведении чада списываются на «подростковый возраст», «жизнь такая», «от этого никуда не деться». А сравнивать не с чем. Так проблемы и прячутся в семье и школе, пока не вылезают в подростковом или взрослом возрасте, иногда сразу «фатально» (смерть, преступления, психические отклонения, приобщение к нелегальным наркотикам и т.п). Причинно-следственная связь неприятных событий с подаренным смартфоном для многих отсутствует даже в этих случаях. Вредные привычки родителей так же мешают осознать происходящее;
- Огромный сегмент общества совершеннолетних, потенциальных родителей детородного возраста, которые должны были по возрасту создать семьи, стать родителями, получать родительский опыт, таковыми не становятся. Для наглядности, если сравнить детей с «мёдом общества», то родители в разной мере «трудовые пчёлы». Физиологически здоровые, но бездетные люди, по этой аналогии – пчелы заражённые «идеологией трутней», не производящие «мёда». Пропорция бездетных в обществе с каждым годом растёт. При этом они, так или иначе, всё больше участвуют в формировании общественного мнения и «социальных запросов». Они, не имея успешного с точки зрения традиционных, семейных ценностей опыта воспитания распространяют свои, зачастую ложные убеждения о том, как нужно строить семейные отношения и воспитывать детей. В том числе и в отношении к смартфонам. Посредством лидеров общественного мнения, типа блогеров, идёт активная стимуляция этого процесса;
- В государстве, системе образования, в СМИ эта проблема пока замалчивается или искажается. Подход решения часто формальный и поверхностный. Последний пример – в школах ввели курс внеурочной деятельности с прекрасным названием «разговоры о важном», с вопросами «цифровой безопасности и гигиены», в котором пока отсутствуют реальные работающие меры по решению проблемы! Поэтому и для обывателя её «не существует».
Для того чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимо чтобы предложения по решению этой проблемы широко обсуждались в кругах родительской общественности, педагогов, специалистов комитетов по образованию, в министерстве по образованию. Необходим широкий общественный запрос на кардинальное решение перечисленных проблем.
Для этого после ознакомления с этим обращением призываем:
- Обсуждайте проблему влияния смартфонов и интернет-контента на детей с окружающими, пусть знают и думают;
- Поднимайте эти вопросы и предложения на родительских собраниях, форумах, в родительских чатах. Предлагаем ориентировочные формулировки вопросов-предложений ниже. (Приложение 1);
- Пишите письма, в т.ч. коллективные с предложениями, указанными в приложении №1 в комитеты по образованию всех уровней;
- Публикуйте данные предложения в местных городских сообществах в соц. сетях для широкого освещения проблемы, делайте репосты этой записи на своих страничках.
Авторы: Авторский коллектив сообщества ВК «Семейный Кингисепп», Тарасов Сергей Валентинович, Чернов Евгений Павлович
Заглавное фото из открытых источников