Русские Вести

Может ли ребёнок в возрасте 6-12 лет сам выбирать полезный медиаконтент?


Ответить на поставленный вопрос достаточно легко. Для этого представьте следующую ситуацию. Вашему ребёнку доступна любая пища в мире, и он может кушать, что хочет и когда захочет, не подвергаясь особым наставлениям со стороны окружающих. В подобной воображаемой ситуации с какой вероятностью он будет самостоятельно питаться кашами, супами и салатиками? С какой вероятностью он спустя неделю-две перейдёт на пиццы, лимонады и картошку фри?

Думаю, что ответ очевиден. Соблазн питаться фастфудом и сладостями слишком большой, а уровень развития осознанности и волевых качеств у детей в этом возрасте ещё недостаточный, чтобы делать самостоятельный выбор в сторону полезной еды, да ещё и устойчиво следовать этому выбору в условиях, когда тебя со всех сторон мощью всего современного маркетинга настойчиво соблазняют «сникерсами и жвачками».

По аналогичному сценарию дети ведут себя и в ситуации выбора информации, которую они потребляют через гаджет. В реальности стартовая позиция даже хуже, чем в воображаемой аналогии, так как про пользу «салатов и супов» родители периодически говорят детям, а про необходимость выбирать себе полезную информацию в мире медиа и «развлекательного» контента (на самом деле он в первую очередь воспитывающий и формирующий) бесед в обычных семьях не ведётся, так как в этой теме большинство взрослых и сами не сильно ориентируется.

Подтверждением тому служат популярные сайты с отзывами на просмотренные фильмы и сериалы. 90% написанных там мнений посвящены обсуждению развлекательной составляющей произведения (качество юмора, игра актёров, «скучно – не скучно» и так далее), о смыслах и воспитательной составляющей кино практически никто не говорит. А раз так, то и в медиапотреблении детей такие родители видят в основном просто безобидные «отдых и развлечения», не требующие особого контроля.

В результате в нашем обществе, к сожалению, становится нормой, когда дошкольники или дети младших классов получают от родителей свой собственный смартфон, а в вместе с гаджетом и свободный доступ в Интернет.

В сети детей в таком возрасте привлекают в первую очередь следующие направления:

  • видеоигры

  • листание лент с клиповыми роликами

  • просмотр фильмов, мультфильмов, сериалов

  • просмотр видеоблогеров

  • прослушивание музыки

  • общение в соцсетях (обычно с 8-10 лет)

Объём времени, которое дети посвящают медиапотреблению, зависит от возраста ребёнка, а также от сознательности родителей, их способности устанавливать правила и требовать их соблюдения. На практике «средняя температура по палате» обычно составляет 1-2 часа ежедневно для ребёнка 6-8 лет, 2-3 часа для ребёнка 9-10 лет и более трёх часов для детей 11-12 лет. Время, проведённое с гаджетами, с популярными блогерами и звёздами шоубизнеса, значительно превышает время, проведённое в беседах с родителями.

Контроль за медиапотреблением детей осуществляет небольшой процент взрослых – вряд ли больше 10-20% от общего числа. Обычно это родители, чьи дети ходят с кнопочным телефоном (это единственный надёжный вариант управлять медиапотреблением ребёнка), либо те дети, на телефонах которых установлены приложения родительского контроля с ограничениями на объём времени доступа в сеть и списком разрешённых приложений. Остальные 80-90 процентов детей потребляют медиаинформацию преимущественно бесконтрольно.

Что за информацию получают дети из сети?

Так как дети в этом возрасте ещё не руководствуются каким-либо устойчивым целеполаганием, а предпочитают «играть и развлекаться», то из Интернета они потребляют в основном то, что случайным образом попадает в их поле зрения, а это чаще всего то, что более популярно.

Самый популярный контент в музыке сегодня – это Инстасамка, Шнуров, Моргенштерн, Бузова и им подобные. В сериалах и телешоу – это продукция уровня ТНТ, «Слово Пацана», камеди-клабы и аналогичные им ютуб-шоу, в которых засилье нецензурной лексики и похабщины ещё на порядок выше, чем на дебилизирующем ТНТ. В видеоблогах – всё та же Инстасамка, Ивлеева, А4 и их аналоги. Большинство видеоигр построены по принципу «бей, беги, гони, купи, продай». А в мессенджерах и соцсетях по типу ВК обычно не зря ставят ограничение «14+», потому что там можно найти много чего ещё похлеще всего вышеперечисленного, особенно в закрытых сообществах и каналах.

Может ли ребёнок в возрасте 6-12 лет сам выбирать полезный медиаконтент?

Если кто-то считает, что дети массово потребляют из интернета что-то другое, то задумайтесь, почему матерная лексика в последние годы стала нормой в детской среде. Этому родители и учителя научили? Или этому Интернет научил? И чему ещё научились дети из Интернета, кроме как ругаться матом?

Есть ли во всём этом медиапотоке созидательная альтернатива?

Конечно, есть. Можно, например, играть на смартфоне в шахматы, развивая логику; смотреть обучающие или образовательные видеоролики; слушать классическую музыку; знакомиться с лекциями по любой школьной дисциплине; осваивать программирование на онлайн-сервисах и так далее.

Но маленький ребёнок самостоятельно не выберет ничего из перечисленного, потому что по критерию «вкусовых качеств» салатики и супчики сильно уступают сникерсам и лимонадам. Да и его одноклассники играют на телефоне в основном отнюдь не в шахматы, и смотрят на Ютубе далеко не лекции. Выбор полезной информации за маленьких детей могут сделать только родители.

Особый колорит всему происходящему придаёт засилье клипового контента. Если Моргенштерны и Инстасамки учат материться, бухать, любить деньги и гламур, цинично относиться к окружающим, а также проводят секспросвет для юных зрителей, то всевозможные ТикТоки, Ютуб-шортсы и ВК-клипы в принципе отучают думать и управлять своим вниманием. Ребёнок, чей мозг привыкает к мелькающему видеоряду, непрерывному потоку и автоматической смене сюжета каждые 15-30 секунд, утрачивает способность концентрироваться на какой-то теме, чтение и любая учёба становятся для него настоящей мукой, потому что от этих процессов ему безумно «скууушно».

Процессы перепрошивки культурно-ценностного кода и психической деятельности ребёнка медиасредой происходят постепенно, и к моменту, когда родители начинают замечать негативные последствия, ситуация обычно заходит уже достаточно далеко и простыми методами не решается. Поэтому, конечно, хотелось бы предупредить как можно больше взрослых от совершения неправильных действий, цена которых высока.

Предупреждён – значит, вооружён!

Можно ли как-то объяснить родителям, что не надо маленьких детей отпускать в свободное плавание в Интернете? Что жизненно-важно управлять процессом их взаимодействия с медиа? Что необходимо с юных лет контролировать потребляемый детьми контент, а в среднем и подростковом возрасте обучать самостоятельно отличать полезное от вредного, делать сознательный выбор в сторону полезного?

Доносить эту информацию до родительской общественности можно и нужно, так же как необходимо параллельно в целом менять состояние информационного пространства, особенно всё то, что проходит под брендами «популярное», «массовая культура» и «шоубизнес», потому что в любом случае огромная часть детей ещё долго будет замкнута на эти медиапотоки.

В том числе с этими целями уже почти 10 лет существует проект «Научи хорошему», в котором регулярно публикуется информация о влиянии различного контента на зрителей, как на взрослых, так и на детей, изданы образовательные брошюры, проводятся бесплатные учебные марафоны. С 2017 года к теме засилья вредного контента привлекает внимание родителей проект «На распутье». С 2019 года существует сайт КиноЦензор, в рамках которого создана система оценки воспитательного посыла мультфильмов, фильмов, сериалов, телешоу, клипов. Полтора года назад стал доступен бесплатный учебный курс для детей и родителей «Критическое мышление и Медиаграмотность».

Силами небольших коллективов выпущены тысячи статей, сотни видеороликов, десятки лекций с инфографикой, но всё это по факту до сих пор затрагивает лишь малую часть общества. Потому что проблема слишком глобальна, чтобы её могла решить одна или несколько групп родителей.

В СМИ и на телевидении гораздо чаще можно услышать мнения «психологов» о том, что «ребёнка нельзя ограничивать от гаджетов», что «интернет уже стал частью естественной жизни детей», что «клиповое мышление имеет много плюсов», что «влияние информации непредсказуемо», что «ребёнок имеет право сам выбирать то, что ему нравится». Все эти красивые фразы сводятся к одной простой мысли: «не заморачивайтесь, пусть ребёнок как-нибудь сам разберётся с тем, что ему делать в Интернете».

Ту же ложную идейно-смысловую матрицу с выходом каждого нового клипа или фильма системно транслируют современные кинематограф и шоубизнес, базирующиеся на «идеологии развлечения», в рамках которой обсуждать влияние медиа не принято, как будто и нет никакого влияния. «Развлекайся, смотри, потребляй» – вот, что доносится с каждого кинотрейлера и рекламного плаката нового блокбастера. Даже на официальном уровне никто публично не обсуждает, чему учит новый фильм, выпущенный в массовый прокат.

В Интернете, к счастью, появляется всё больше авторов, которые стараются освещать эти темы, кто-то иногда в рамках смежных вопросов, а кто-то и регулярно. О проблеме детей и гаджетов высказываются Игорь Ашманов, Александр Усанин, Михаил Канавцев, Алексей Савватеев, Андрей Афанасьев, Елена Горелик, Вячеслав Боровских, Юрий Афанасьев, Наталья Рыжкова, наверняка, и многие другие. С недавних пор и шоубизнес попал под пристальное внимание общественности.

Надеюсь, что эти темы будут всё более массово обсуждаться хотя бы в Интернете. И до многих родителей удастся достучаться, а там со временем и на государственном уровне начнут уделять внимание проблеме погружения детей в сматрфоны и качеству современной медиасреды.

В конечном счёте правильное понимание ситуации – это уже большая сила. Предупреждён – значит, вооружён!

P.S. Есть одна всем известная поговорка: «хочешь победить врага – воспитай его детей» . Но это правило работает и в обратную сторону: «хочешь победить врага – воспитай своих детей».

Дополнительное видео по теме: «Дети, гаджеты и контент. Стратегия действий родителей»

Дмитрий Раевский

Источник: whatisgood.ru