Минобрнауки прибегло к культурологическому мышлению



Общественный совет при Минобрнауки вчера резко раскритиковал предложение патриарха Кирилла преподавать школьный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) со второго по девятый класс (сейчас обязателен лишь для четвероклассников). Члены совета обвинили православную церковь в "экспансии и захвате школ", священники парировали, что верующие тоже имеют право влиять на школьную программу. Ожесточенную дискуссию прервал министр Дмитрий Ливанов, предложив вернуться к обсуждению вопроса через несколько лет.

Курс ОРКСЭ после нескольких лет общественных дискуссий стал обязательным для четвероклассников в 2012 году. Родители могут выбрать для изучения один из шести модулей — основы мировых религий, светскую этику, а также основы православной, исламской, иудейской и буддийской культур. На изучение предмета выделено 34 академических часа, то есть по уроку в неделю. Однако патриарх Кирилл в феврале текущего года предложил расширить курс со второго по девятый класс — для лучшего усвоения материала школьниками (см. "Ъ" от 4 февраля).

Члены общественного совета вчера выступили резко против такого предложения. "Они (священники.— "Ъ") хотят, чтобы у нас в школах снова преподавали Закон Божий, это просто смешно",— заявил физик Жорес Алферов. "Церковь действует очень напористо, это настоящая экспансия и захват школ",— предостерег собравшихся журналист Виктор Лошак. Члены совета указали, что школьная программа и так серьезно перегружена — еще один час в нее добавить нельзя, поэтому ради религии придется пожертвовать другим предметом. Есть проблема и с кадрами: у школ не хватит денег нанять новых учителей, а значит, педагогов придется дополнительно нагружать. "У учителей возникают сложности при разговоре на философские темы даже с четвероклассниками, а с подростками будет еще сложнее",— добавил господин Лошак.

Некоторые члены совета предложили вообще отменить спорную дисциплину. Но большинство предложило компромиссный вариант: отказаться от разделения курса по модулям и оставить один — "Основы мировых религий". "Такую объединяющую дисциплину можно было бы преподавать и больше чем год",— сказал господин Алферов. Это предложение поддержали даже представители иудеев и мусульман (присутствовавший член буддийской общины от оценок воздержался). Отметим, что в текущем учебном году 45% школьников выбрали светскую этику, 33% — основы православной культуры, 18% — мировые религиозные культуры, 4% — ислам, 0,5% — буддизм, еще меньшее количество — иудаизм.

Однако идея категорически не устроила Русскую православную церковь (РПЦ). "Если растянуть 34 часа на все религии понемножку, то мы так и останемся в невежестве, а на предмете можно сразу ставить крест,— сказал представитель синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Герман Демидов.— Моя дочь выбрала этот предмет, он очень важный: она там обсуждает то, что даже я не успеваю ей дать". "Но почему бы вам просто не отправить дочь в православную воскресную школу?" — поинтересовался на это биолог Михаил Гельфанд. "Потому что я тоже гражданин России и считаю, что мои дети имеют право получать знания о религии в государственной школе,— заявил клирик.— А в воскресенье дети должны отдыхать, а не учиться".

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов дистанцировался от обеих сторон. "Это полностью культурологический курс, который не несет религиозного знания, поэтому противоречия Конституции тут нет",— поддержал он представителей РПЦ. "Но с момента его введения прошло всего несколько лет. Вопрос о расширении курса можно обсуждать, но пока у нас нет данных о том, насколько это полезно",— успокоил он и членов совета. "Чтобы принимать решение, должно пройти еще несколько лет,— заочно обратился министр и к патриарху.— Если будем уверены, что расширение окажется полезным, не исключаю, что решение будет принято".

Александр Черных

Источник: www.kommersant.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 1

  1. Светлана 04 апреля 2015, 23:20 # 0
    Культурологический курс? Для детей 10-11 лет? Не надо так шутить! Давайте рассудим с точки зрения развития сознания детей! В этом возрасте у детей формируется понимание и осознание мировоззрения Цивилизации и общества, которое окружает его. Нарабатывается опыт общения в социуме. И что мы им преподносим? Мы раскрываем тайны Вселенных? Мы позволяем им нарабатывать аналитические способности в свободных научных, творческих, литературных дискуссиях? Ничего подобного не происходит. Сам по себе школьный процесс наполнен чем угодно, только не целостной картиной миропонимания. У детей нет представления как связаны между собой разные темы одного предмета. И только талантливый педагог сумеет сгладить пробелы учебников и соединить всё в понятный для учеников единый процесс. Ау! Где эти педагоги в школе? Их нет! А если и есть, к ним в класс не попасть! И вот на фоне всего этого непонятного действа, на детей накладывается религия? Хочется спросить. А с какой целью? Если семья исповедует ту или иную религию, то ребёнок уже растёт в её атмосфере. А остальным зачем это нужно? В детях нужно воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине. Через проникновение в культурный пласт наших предков. Религия — не культура! Не стоит вводить в заблуждение детей, а тем более навязывать рабский стереотип мышления! Сильной Державе нужны сильные духом Творцы. Религия — это противоположная сторона сильной Личности. Это безличие.
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.