История продолжающегося погрома отечественного образования, выстраиваемой веками традиционной русской/советской системы передачи знаний, приведшей нашу страну к великим свершениям, является постоянной темой материалов «Катюши». Отрадно, что все больше неравнодушных граждан начинают открывать глаза на происходящее, осознавать вместе с нами, что дальше эти «реформы» в том же ключе продолжать нельзя – если конечно мы хотим сохранить страну и подрастающее поколение. Поэтому считаем важным опубликовать своего рода программную статью-размышления о путях развития и будущем нашей педагогики, формы и содержания образования. Этим материалом с нами поделился дирижер, педагог, многодетный отец из закрытого города Саров Виктор Абызов, который вкладывает свою лепту в наши общие усилия по остановке цифровой лавины, засыпающей российских детей. Хотелось бы, чтобы не только неравнодушные граждане, родители, но и ответственные за происходящее чиновники серьезно вчитались в этот текст. Наша редакция давно вопиет о том же, но пробить бетонную стену цифротрансформеров – задача не из простых.
Во времена СССР образование реформировалось 4 раза. Первая реформа была осуществлена в 20-х годах, её результатом стало: создание института педологии, но первые упоминания о педологии как науке было в 1873 году. Изначально, педология должна была заниматься исследованием детей, учитывая физические, психические, социальные факторы их развития. Данная наука утверждала зависимость судьбы ребёнка от вышеупомянутых факторов, включая генетическую предрасположенность.
История отечественной педологии завершилась 4 июля 1936 года, когда было принято постановление Центрального комитета партии "О педологических извращениях в системе Наркомпросов". Вред педологии в постановлении объяснялся распространением бессмысленных и вредных анкет и тестов, которые имели целью найти максимум отрицательной и патологически извращенной информации, характеризующей советского школьника. Постановление утверждало, что обследования умственного развития и одаренности школьников представляют собой форменное издевательство над учащимися.
В чем же заключались реформы 20-ых годов ХХ века?
В то время реформа образования сопровождалась экспериментами:
- Изменение роли учителя (учитель: мотиватор и навигатор).
- Отказ от классических учебников (учебник нового типа).
- Критика школы знаний. Сегодня это называют практико-ориентированный подход.
- Метод проектов, метод комплексов. Сегодня это называют – метапредметные связи, межпредметные навыки.
- Работа с одарёнными детьми.
- Работа психолога со школьниками.
Педологи считали, что саморазвитие ребенка должно идти от потребности учащегося. А сегодня, в расшиаренном виде, эта тенденция педологии императивно изложена в 273-ФЗ «Об образовании» ст.3 ч.1 п.7 – «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания…»
История циклична — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса
Нам известно, что общество – динамически развивающаяся система. Говоря о развитии общества, принято употреблять 2 термина – социальные изменения и социальное развитие. Можно ли говорить о том, что эти термины – синонимы? Или всё-таки они отличаются друг от друга по своему содержанию? Давайте попробуем в этом разобраться.
Под социальными изменениями принято понимать любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.
В свою очередь, социальное развитие – это социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.
Становится очевидным, что данные термины синонимами не являются. То есть, социальные изменения – это любые перемены. А когда мы говорим о социальном развитии, то имеем в виду прогресс или регресс в развитии общества или отдельных его сфер.
Общественный прогресс – это развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Но сам прогресс общества – довольно относительное явление. Существуют области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести. К примеру, сегодня это сферы духовной жизни, культуры и искусства.
Любой прогресс может быть противоречив, так как достижения в одной сфере общественной жизни могут обернуться проблемами в другой. Например, современного человека довольно трудно себе представить без использования различных гаджетов: мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и многого другого. С одной стороны, они действительно облегчают жизнь их владельцам, а с другой – массовое использование гаджетов приводит к серьезным проблемам: психологической зависимости, когнитивным расстройствам, дорожно-транспортным происшествиям, социальной отчужденности и т.д.
Что же можно считать критериями общественного прогресса?
К ним можно отнести: развитие производительных сил, науки и техники, развитие человеческого разума, совершенствование нравственности людей, возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Общественный регресс – это, напротив, развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции.
Когда мы говорим о прогрессе или регрессе, мы также можем встретить такой термин, как стагнация – это застой, временная остановка в развитии.
Кстати, некоторые мыслители говорят, что развитие общества происходит не прогрессивно или регрессивно, а циклично. Но фундаментом этому всегда служит - образование!
Рассматривая систему современного образования через призму цикличности истории педагогики, мы отчетливо видим, что живем в эпоху «ренессанса педологии» в современном образовании, под модными трендами: «трансформация, оптимизация, цифровизация» - и называть все это прорывом никак нельзя.
Не только я один выступаю против этих модных трендов, лицемерно внедряемых сегодня, путем насаждений под видом блага – это еще и научно необоснованно и безнравственно. Возникают серьезные опасения, что такая тенденция в сфере современного образования приведет к краху великого государства, создаваемого веками нашими предками.
С учетом сегодняшней геополитической обстановки, обстоятельства заставляют принимать незамедлительные и кардинальные решения. Сформировался запрос общества на значительные изменения и корректировки не только в Национальные проекты, но также необходим тотальный аудит законодательных актов, методичек и различных рекомендательных писем, связанных с формированием государственной политики в развитии общества. Особенно, это касается политики в образовании, как первостепенной и фундаментальной основы всего государства.
С древних времен, как считали правители, народ желал хлеба и зрелищ. Но для прогрессивных правителей одновременно важным было осуществлять поддержку науки и искусства для развития страны. Тем временем общество сформировало свои вопросы к государству:
- Что важнее: формирование научно-производственной сферы или потребительско-развлекательной сферы?
- В какой дифференцированной стратегии формировать гражданина: творец и созидатель или индивидуалист - потребитель?
И в обществе ответы на данные вопросы сформированы - как конечная цель формирования госполитики в образовании.
Формирование крепкого государства не возможно без гармонично сформированных ступеней социума: человек; семья; детский сад и школа; институт; фабрики, заводы и корпорации. Основой всему этому, повторюсь, служит образование.
Я категорически против цифровизации в том виде и теми методами, которыми она сейчас в агрессивной форме насаждается в школах. Я не луддит и не отрицаю прогресса. В образовании элементы цифровизации безусловно необходимы, но их нужно внедрять точечно и научно обоснованно, с соблюдением корректности баланса и целесообразности, придерживаясь главного принципа врача - «Не навреди!».
Обучение через воспитание
Воспитание в образовании (задачей которого является изучение наук) и культуре проходит как основной вид, при непосредственном живом взаимодействии людей. В школе: ученик-учитель, в театре: зритель-актер. Работа храмов науки и культуры комплексно направлена на обучающий и воспитательный процесс.
Что касается элементов цифровизации (электронного контента), их становится в этих сферах все больше. Одинаково заявляется, что это не подмена, а лишь дополнение к основному процессу. Но что происходит на практике? Агрессивное навязывание цифровизации в храме науки, как нечто современное и прогрессивное, но совершенно не подтвержденное научной обоснованностью и без соблюдения нравственных норм, а порой – путем уничижения прав и свобод участников образовательных отношений, в том числе действующих законов и нормативно-правовых актов.
А что в культуре? А у них свои храмы, как отдельный вид искусства: кино, телевидение, интернет-стримы. К такой же стратегии «разделения храмов» необходимо прийти и в образовании. Но сегодня фундамент храма науки на наших глаза рушится под обильными осадками цифровизации, больше напоминающими радиоактивный дождь.
В заключении хочу сказать, что сегодня у нас назрела необходимость в полном пересмотре стратегии реформирования образования. Можно поступить как Иисус Христос, когда он вошел в Иерусалим и выгнал из храма торговцев. Или как Сталин, через призму его партийно-правительственных постановлений в области образования, создавших общеобразовательную школу – самый массовый социальный институт советской эпохи. Своей совокупной деятельностью общеобразовательная школа внесла большой и разноплановый вклад не только в Победу в Великой Отечественной, но и выстроила фундаментальные основы для индустриальных, научных и других сфер жизни человека-созидателя.
История циклична! Вот и нам сейчас предстоит ответить на ключевой вопрос: что ожидает современного школьника, в отношении которого применяются педологические эксперименты? Трагедия или фарс?
Одно понятно – назрел конец эпохи под названием «Ренессанс педологии» и педологических экспериментов над детьми, научно необоснованно внедряемых вместе с цифровизацией в школах.
Автор: Абызов Виктор Александрович – дирижер, преподаватель специальных дисциплин, многодетный отец, г. Саров, Нижегородская область, 2023 г
Заглавное фото из открытых источников