Ложные былины



В современном социуме свобода слова и печати переложила на плечи родителей всю ответственность за воспитание своих детей, поэтому практически к каждому "общепринятому" действию, вопросу или покупке следует относиться очень внимательно и вдумчиво. Переложить ответственность не получится. 

Мама троих детей Светлана Пославская разбирает, чем новое издание Былин о русских богатырях отличается от старого.

«На днях зашла в книжный магазин и увидела книгу «Былины». Небольшая, с хорошими цветными иллюстрациями, недорогая, и, самое главное, с не очень длинными текстами, как раз удобно читать малышам перед сном. Думала: «Как хорошо, познакомлю детей с русскими богатырями. Их славные подвиги — достойный пример для подражания». Но первая же прочитанная вслух былина ввергла меня в крайнее недоумение. Неужели именно такие рассказы в моём детстве учили доблести и готовности защищать Родину, не щадя живота своего?

Я не поленилась и нашла книгу из своего детства. Да, чёрно-белая, по современным понятиям совершенно невзрачная книжечка. Я прочитала эту же былину в старом варианте и полностью успокоилась. С каждой прочитанной строчкой я всё больше погружалась в мир героических подвигов богатырей.

Сейчас часто приходится слышать о переписывании истории, а я столкнулась с переписыванием былин. Во вступлении к старому изданию рассказывается, как богатыри оберегали землю русскую, защищали от врагов, с которыми они сражались, если те вторгались на нашу территорию. Каждая былина была живым примером этого героического служения. В приобретённом же новом издании былинных героев интересуют только товарно-денежные отношения, апофеозом которых становится захват чужого дворца для личного пользования. И чтобы не осталось никаких сомнений, что ничего особо героического в русских богатырях нет, появляется заключительная глава с объяснением, чем они закончили свою жизнь: «Страх взял богатырей... бросились они бежать от врага...», и окаменели. С каких это пор богатыри превратились в трусов? – с 2014 года, с лёгкой руки издательства «ЭКСМО».

Вместе с «ЭКСМО» Вольга сделал карьеру – из богатырей в заграничные цари выбился. И благодаря чему? Благодаря грамотно поставленной цели, «поехал… добывать себе славы и богатства»! В старом варианте всё иначе: он уже в 5 лет отказался от игр и сел за книги, а в 15 сказал: «Пришла пора послужить родной земле». Новый Святогор решает свои проблемы с помощью кошелька, а от суженой вообще избавляется кардинальным образом: «…да убью свою суженую; тогда не надо будет и жениться». Дунай Иванович, добывая для князя невесту в чужом царстве «…прихватил с собой и слуг королевских, и золотой казны» — тоже парень не промах. Позавидовав жене, что та стреляет лучше, богатырь «…пустил стрелу Настасье прямо в темечко», а потом и себя зарезал. Илья Муромец, вращая Идолище за ноги, побивая им татар, приговаривает: «Это оружье по мне: крепок татарин, не рвётся, не разбивается». В качестве вознаграждения князь ему отсыпал серебра и жемчуга, и Илья в ответ восклицает: «Это я все заработал!». Добрыня с Алёшей тоже не отстают – то с женщинами дерутся, то от страху трясутся.

Помните, Пушкин сказку о Золотом петушке заканчивает словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Так вот, в древнерусском языке слова «ложь» и «ложе» несли некоторое общее понимание – поверхность, т.е. ложь – это нечто на поверхности. Поэтому сказочные истории всегда подразумевали скрытый смысл, поучение.

А вот былина – от слова «быль», «старина». За этими произведениями стоят реальные события. Добрый молодец – человек, различающий понятия добра и зла. За некоторой сказочностью и нереальностью былинных историй стояла важнейшая задача – научить любви к Родине, трудиться для неё в поте лица и при необходимости быть готовым её защищать. Былинные истории всегда пробуждали в людях гордость за богатство, могущество и красоту родной земли. Юноши вдохновлялись примерами героического поведения богатырей и ставили перед собой нравственные цели: служение людям и государству.

Переписывание былин и сведение их к потребительскому уровню и эгоистичным потребностям уничтожают связь с выстраданной веками народной мудростью, делают человека мелким и поверхностным, лживым, ненадёжным. Читая детям сегодняшние изложения изуродованных былин, какого результата можно ожидать? Разумеется, от одного рассказа – никакого. Но системный подход – современные былины, мультфильмы, переписанная история – способны развратить нашу молодёжь, внушить ей ложные представления о морали и долге и, тем самым, лишить Россию защиты, лишить всех нас будущего.

Уважаемые родители, свобода слова и печати переложила на ваши плечи всю ответственность за воспитание ваших детей. Выбор за каждым из нас».

 

Источник: www.kramola.info



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.