Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов (слева направо) на пленарном заседании Государственной Думы РФ.
В Думе раскритиковали Ливанова, но не стали обсуждать его отставку.
Министр образования Дмитрий Ливанов отчитался в среду перед депутатами в рамках правительственного часа. Еще до его появления в стенах Госдумы эсэры предложили принять постановление с предложением президенту отправить министра в отставку. Нужного числа голосов инициатива не набрала, однако это не помешало народным избранникам от всех фракций раскритиковать Ливанова и возмутиться низкими результатами России на мировой олимпиаде по математике.
В среду перед депутатами Госдумы выступил министр образования Дмитрий Ливанов. Еще до того, как он появился в стенах Госдумы, представители «Справедливой России» объявили, что намерены потребовать отставки чиновника.
«Я бы коротко спросил министра Ливанова: доколе будет происходить этот эксперимент затянувшийся? И когда вы уйдете в отставку?» — сообщил о своих намерениях эсэр Олег Нилов. А зампред фракции СР Михаил Емельянов предложил рассмотреть постановление Госдумы с предложением Владимиру Путину отправить чиновника в отставку.
Вице-спикер Александр Жуков заметил, что так делать в соответствии с регламентом нельзя и эсэры должны были сначала вынести свою инициативу на совет Думы, но при этом проголосовать парламентариям почему-то позволил. Предложение рассмотреть постановление предсказуемо не получило поддержки большинства, и таким образом вопрос был снят.
При этом критиковали нынешнюю систему образования депутаты всех фракций.
Коммунист Олег Смолин прошелся по закону об образовании и предложил свой, а либерал-демократ Александр Старовойтов назвал систему ЕГЭ «системой дебилизации» и предложил ввести для нее «высшую меру». То есть, ликвидировать, «казнить».
Несмотря на возникший ажиотаж, сам Ливанов особых эмоций во время выступления не выказал. Он долго перечислял положительные итоги работы своего ведомства. Сообщил, что доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет на 1 января этого года составила 99%, что зарплата педагогов и их квалификация в дошкольном образовании выросли. Как достижение министр преподнес и тот факт, что 40% выпускников девятых классов идут в колледжи и техникумы, а не в десятый класс.
Доклад министра был раскритикован первым же выступавшим депутатом — главой комитета по образованию Вячеславом Никоновым (ЕР). Начал он издалека: с того, что «в нашей стране люди любят учиться». По словам парламентария, согласно официальной статистике, наша страна самая образованная в мире, количество россиян с высшим и средним образованием составляет 60%.
«Соединенные Штаты со своими 43% занимают позорное пятое место. Но при этом неизвестно, надо ли нам радоваться этому обстоятельству (тому, что 60% россиян имеют высшее и среднее образование. — «Газета.Ru») либо, наоборот, печалиться, потому что мы знаем, что за этими цифрами нередко стоят липовые дипломы и нулевые знания», — перешел к негативу Никонов.
Он дал понять, что никто не задумывается над тем, сколько и каких специалистов понадобится стране через 10 лет, и это отражает и состояние образования в России, и «отношение членов комитета по образованию к докладу правительства».
Никонов пожурил министра за то, что в своем докладе он не коснулся реальных вопросов, которые волнуют учеников, студентов, ученых и педагогов: роста количества форм отчетности, несмотря на заявленную «дебюрократизацию», понижения грамотности поступающих в вузы студентов, задержек с выдачей зарплат в регионах.
«Похоже, после того, как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы», — прошелся представитель партии власти и по проверкам учебных заведений.
Не упустили случая покритиковать министра и другие народные избранники. Представитель ЛДПР Егор Анисимов попросил отчитаться за средства, израсходованные на «Проект 5-100», целью которого было вхождение пяти российских вузов в рейтинг ста лучших мировых высших учебных заведений: «Ни один из российских вузов так и не вошел в мировую сотню. На что потрачены эти деньги и почему в эту программу не включены наши самые лучшие вузы — МГУ и СПбГУ?»
Министр ответил, что войти в рейтинг наши университеты и институты по плану должны только к 2020 году, а пока успешно движутся в этом направлении:
«Уже и за два года сделано очень много. Например, почти на 70% вырос объем публикаций группы вузов, охваченных этой программой, и в 2 раза увеличилось количество иностранных студентов, которые учатся в этих вузах».
Справоросс Андрей Руденко напомнил, что в прошлом году на всемирной олимпиаде по математике Россия заняла только 8-е место. Парламентарий задался вопросом, не связано ли это с тем, что в стране действует система ЕГЭ.
«Восьмое место в мире среди 100 с лишним команд — это первое место в Европе. Впереди нас оказались азиатские страны, Америка и Австралия», — пламенно заявил Ливанов, согласившись, впрочем, что команда выступила не так хорошо, как ожидалось.
К концу правительственного часа взял слово лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Ряд недавних резонансных преступлений он объяснил именно качеством образования в стране: «Все заинтересованы, чтобы руководящие кадры были образованы, чтобы врач не убивал больного! Чтобы жилец не стрелял из ружья, кто разрешил в жилом доме магазин делать и в мегафон орать? Необразованные чиновники!»
Коммунист Смолин ехидно отметил, что доклад Ливанова писали люди в «розовых очках», а рассчитывать на модернизацию образования при текущих расходах не приходится. Эсэр Виктор Шудегов еще раз напомнил о предложении своей фракции проголосовать за отставку Ливанова, предложив рассмотреть вопрос о внесении соответствующего постановления комитетом.
По итогам выступлений министр, оставаясь спокойным, поблагодарил всех депутатов за совместную работу. И только справороссы не дождались теплых слов.
«Хочу поблагодарить вас за совместную работу в течение последнего года. Мы в каждой фракции, за исключением, к сожалению, «Справедливой России», находим профессионалов, которым небезразлично будущее образования и науки. Со всеми готовы работать и в будущем», — сообщил министр.
Позже в разговоре с журналистами он охарактеризовал инициативы о своей отставке как популистские.
Андрей Винокуров