Русские Вести

Куда привели «Шаги истории»


Начинается процесс объединения гражданских сил вокруг патриотического консенсуса.

Всё началось с того, что в апреле 2015 года петербургская журналистка Татьяна Александрова обнаружила в одной из школ культурной столицы стенгазету «Шаги истории», которая — о, ужас! — была патриотической по содержанию. Журналистка поспешила оклеветать издание, распространяемое гражданскими активистами из «Родительского Всероссийского Сопротивления». По ее словам, газета — «сталинистская». Александрова пожаловалась на стенгазету всем властям, каким только могла.

Законодатели Санкт-Петербурга(особенно старался один «яблочный» депутат, известный своей антироссийской позицией по любым вопросам) и «либеральные» СМИ начали травлю,которая продолжается до сих пор(в показательном стиле воинствующего невежества). Информация искажается, «новые газеты» и «эхо радио» неистовствуют. Партия «Яблоко» вместе с власовцами хором лает на стенгазету.

А ведь интересно, что же так разозлило либеральную фронду, вдруг включившую все свои ресурсы нескольких ветвей власти, включая «четвертую»?

В «Шагах истории», в самом деле, есть нечто неординарное. И лучше всего эту неординарность объясняют те, кто встали на защиту стенгазеты.

Более 300 представителей интеллигенции(педагогов, ученых, музейщиков, известнейших писателей и журналистов) подписали письмо в защиту стенгазеты. Вот как объясняется в этом письме исключительность «Шагов истории»:

«Проект „Шаги истории" является гражданской инициативой и осуществляется активистами общественной организации „Родительское Всероссийское Сопротивление". Главное „преступление" гражданских активистов заключается, по-видимому, в том, что они предложили патриотический взгляд на отечественную историю — на всю историю, без исключения».

Что вызывает огромную симпатию к проекту? Тот факт, что это — гражданская инициатива, абсолютно патриотическая по духу. До сих пор либералы считали «гражданское» исключительно своим. «Патриоты», как были убеждены либералы, могут иметь какое-то влияние на государственную машину. Но всё, что касается гражданского общества(некоммерческих организаций, волонтерства и проч.), завязано на нас, «либералов». Так они искренне считали. И в каком-то смысле были правы. Общероссийская гражданская инициатива, требующая организационной, творческой, «дипломатической» работы в каждом городе, в каждой школе — это неприятно поразило оппонентов. И это победа нашего общества: мы учимся патриотической гражданской активности.

«Вместо того чтобы выступать за плюрализм и демократическую конкуренцию мнений, — пишут авторы „письма трехсот", — представители демократических институтов требуют единомыслия, запрета на альтернативные гражданские инициативы». Выходит, те, кто отвечает за демократию, выступают вполне себе тоталитарно. Тогда кто может по-настоящему защитить демократию? Само общество — в обход депутатов и средств массовой информации. И общество себя проявило.

По всей стране учителя, завучи, методисты писали письма поддержки, оформляли грамоты и записывали видеоролики, в которых благодарили активистов РВС за замечательное издание. А 18 мая «в приемную губернатора Санкт-Петербурга было передано более полутора тысяч подписей граждан,возмущенных нападками либеральных СМИ и отдельных депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга на стенгазету „Шаги истории" (здесь можно найти сканы многочисленных восторженных отзывов,а также интервью с педагогами,высоко оценившими проект). Но СМИ Санкт-Петербурга рассказывают о каких-то обращениях „возмущенных родителей", вероятно,имея в виду все ту же одну родительницу — „маму второклассника" Татьяну Александрову, ставшую застрельщицей бесстыдной кампании против патриотической инициативы.

Иными словами,"Шаги истории» — это подлинно гражданский суперпроект. И только после либеральной травли он окончательно состоялся как гражданский.

Никаких законов стенгазета, разумеется, не нарушает. Фронда пыталась обвинить газету в том, что она входит в противоречие с учебниками, одобренными Министерством образования (например, газета пишет об Октябрьской революции позитивно, а учебники — негативно). Странно вообще-то требовать от стенгазеты быть учебником, но... Есть один нюанс: как раз имеющиеся учебники сплошь да рядом не соответствуют разработанному специалистами «Историко-культурному стандарту», который должен определить принципиальные моменты в преподавании истории в школе. А стенгазета, не претендуя на роль учебника, в ключевых моментах вписывается в логику стандарта. По мнению Ю.А. Никифорова, заведующего кафедрой отечественной истории МГГУ им. М. А. Шолохова, «Шаги истории» отвечают духу исторического образования в нашей стране и интересам государственной «исторической политики».

Снова повторю свой вопрос. Если стенгазета в реальности законов не нарушает, а, наоборот, поддерживает образовательный процесс, то отчего так взъелась фронда? Чем так привлекли «Шаги истории» яблочников, власовцев, а также неизбежного в такой компании Николая Карловича Сванидзе?

  1. Как мы уже выяснили, это образец подлинно гражданского и подлинно патриотического активизма. А фронда альтернативного активизма боится как огня.
  2. Стенгазета — лишь небольшой,но зримый образец нового исторического дискурса — дискурса единства истории. Единства без вычитания того или иного периода.
  3. Как инструмент патриотического воспитания «Шаги истории» находят баланс в освещении не только различных периодов истории,но и различных аспектов национальной жизни. Патриотическое воспитание не сводится к военно-патриотическому. «Шаги истории» рассказывают о трудовых подвигах, о гениальных кинофильмах, о научных открытиях и судьбах писателей. Они не противопоставляют государство, общество и культуру, а соединяют их в общей патриотической картине. Другими словами, это настоящее патриотическое воспитание. Что не может не злить «либералов».

Итак, куда же мы пришли «шагами истории» (благодаря, в том числе, реакции коллективного сванидзе)? Мы пришли к расширению гражданского патриотического поля. Начинается процесс объединения гражданских сил вокруг патриотического консенсуса. И государство не только не всегда поспевает за процессом, но(как показывает петербургская история) пытается приостановить и повернуть вспять этот процесс. Значит, таких проектов будет несколько. Уже сейчас нужно думать о гражданском учебнике по истории, о патриотических изданиях для детей разных возрастов. И о дальнейшем развитии патриотического воспитания в России.

Источник: www.regnum.ru