С началом процесса реорганизации (слияния, присоединения) учебных учреждений в Москве, который стартовал в 2011 году, родителям школьников и воспитанников детских садов периодически приходится сталкиваться с рядом проблем, которые в подавляющем большинстве не удаётся решить. Если проблема сокращения количества воспитателей, младших воспитателей в группах, многим казалась надуманной, то уже над вопросом питания родители задумались всерьёз. В результате реформы в учебных учреждениях были упразднены или сведены к минимуму пищеблоки. Питание детям как в дошкольных учреждениях, так и в школах уже который год поставляют комбинаты. Качество питания оставляет желать лучшего: соки вместо компотов, однотипная еда — это та немалая часть претензий, которые родители предъявляют к поставляемому питанию. В некоторых дошкольных учреждениях и школах удалось договориться с руководством и ввести возможность альтернативного поставляемому комбинатом питания с правом выбора меню для конкретного ребёнка. Однако, на этом проблемы в образовательных учреждениях не заканчиваются.
Современная классная доска представляет собой, по сути, очень большой планшет с полноценным выходом в Интернет с огромным изображением, видным с любой парты
Практически одновременно с внедрением современных досок в московские школы, родители московских учеников начали объединяться в сообщества и предпринимать пока что тщетные попытки избавиться от этих досок. Первое, что заметили родители — это то, что доска бликует, и глаза детей быстро устают. Но не каждый учитель готов отказаться от доски, ведь решением департамента образования «учителям, работающим с технологиями МЭШ, будет выплачиваться ежемесячное вознаграждение в размере 10 000 рублей. Для данных целей на 2019 год заложено 9 млрд 611 млн рублей и по 9 млрд 899 млн рублей на 2020 и 2021 годы», — написала на своей странице Facebook Ольга Ярославская, депутат Мосгордумы и директор школы 1258 «Профиль Куркино».
В сети Facebook неравнодушные родители и учителя создали группу «СТОП МЭШ», где делятся опытом работы с досками и пытаются найти выход из ситуации. Один из учителей признаётся:
«Повысилась утомляемость глаз, сухость. При обследовании у офтальмолога обнаружили патологические изменения в роговице глаза. Врач рекомендовал постоянно капать глазные капли 5−6 раз в день, причем не дешёвые. Никаких нормативных документов (по использованию досок) нет, есть лобби. Доска греется, мерцает после включения первые 20−30 минут».
Преподаватель Александр Черечукин обращает внимание на тот факт, что эти интерактивные панели должны использоваться не вместо, а вместе с традиционной доской.
«Доска была бы хороша, если бы стояла отдельно и использовалась иногда, но не каждый урок!» — сказал он.
Другой активный участник группы также обращает внимание, что постоянное использование электронной доски практически полностью испортит глаза, а использование попеременно с традиционной доской практически невозможно с соблюдением всех правил и норм. Дело в том, что меловая доска должна освещаться, а электронная должна висеть в полутемноте, для улучшения контрастности. Это в свою очередь означает, что парты и тетради на них будут освещаться в меньшей степени, что приведёт к напряжению зрения при записях. Помимо этого, доску невозможно отрегулировать так, чтобы всем семи партам было одинаково контрастно и видно. Те дети, которым по зрению рекомендовано сидеть впереди — нельзя сидеть перед электронной доской близко.
Отдельной проблемой является внедрение в системе МЭШ личных планшетов, чтобы задания делать не в тетрадях, а на этих устройствах. Система сама проверяет и в некоторых случаях выставляет оценки. Это, по мнению противников МЭШ приведёт к уничтожению педагогики в целом, поскольку мы сегодня наблюдаем плавный переход на самообучение.
На днях, как уже сообщало мэр Москвы Сергей Собянин написал в соцсети Twitter, что в топ-100 главных мировых проектов вошли МЭШ и «Медицинский класс в московской школе». Собянин поздравил коллег с «международным признанием».
Тем временем обеспокоенные здоровьем своих детей родители собирают подписи на change.org, в том числе в прокуратуру и президенту с требованием обязательно «страховать жизнь и здоровье детей школьного возраста, получающих образование с использованием инструментов проекта МЭШ, за счет средств бюджета города Москвы». Пока безрезультатно.