Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета дал поручение Министерству просвещения и Рособрнадзору сократить количество контрольных работ в школах и исключить из официальной документации термин "образовательные услуги". Педагоги, родители и школьники живо заинтересовались именно контрольными. Предложенная мера и то, что её поднял глава государства, вызвали жаркие обсуждения.
"Папа, Путин контрольные отменил!"
Дочка-семиклассница знакомого вбежала сегодня к нему с радостным криком: "Папа, можно я схожу с подругой в кино? Мне на завтра не нужно готовиться: Путин вчера контрольные в школе отменил!" Мгновенное шоковое замешательство папы быстро сменилось интенсивным "гуглением", из которого стало ясно, что не отменил, а дал поручение проработать вопрос сокращения.
Дальнейший поиск легко приводит к предыстории вопроса: после того как Санэпиднадзор снял несколько лет назад ограничение по школьным контрольным, многие школы ими просто "засыпались". В некоторых школах одна контрольная работа приходится на каждый третий урок биологии, на каждый пятый – русского языка, на каждую четвёртую физику. И это помимо пресловутой ВПР (Всероссийской проверочной работы), подготовка и отчёт по результатам которой стали настоящей головной болью для всех участников образовательного процесса. Причём в ущерб получению знаний. А особенно – при переходе на дистанционное образование, как прошлой весной и частично прошлой осенью в связи с ковидом.
Сегодня дистанционка вновь стучит в школьное окошко. Первый русский телеканал Царьград уже не раз обращался к этой теме. И вот странная и лишняя (по мнению многих учителей) организация Рособрнадзор в апреле этого года, наконец, то ли расслышав стон снизу, то ли вняв указаниям сверху, создала рабочую группу по оптимизации количества контрольных работ в школах. И ещё в этом августе, по словам руководителя ведомства Анзора Музаева, направил соответствующие рекомендации в регионы по оптимизации оных
на основании интересов системы образования, а также физиологических, психологических возможностей и потребностей школьников.
В августе, по обещанию чиновников ведомства, должен был появиться "общий регламент для российских школ".
Однако сейчас, в конце сентября, главе государства приходится лично давать поручение о сокращении контрольных. Видимо, потому, что на "рекомендации" и "регламенты" Рособрнадзора надежды мало.
Что контролируем?
То, что ситуация с образованием в России, и особенно со средним, зашла не туда, уже давно заметно без специальной оптики. Советская (читай – традиционная) система почти полностью разрушена, новая не выстроена – идут бесконечные эксперименты: цифровизация, дистант, вариативность и компетенции вместо знаний. В этом смысле контрольные и проверочные работы вроде бы укоренены как раз в системе старой – классической. Но в контексте существующих школьных неопределённостей они часто становятся профанацией: проверка знаний не для улучшения и закрепления этих знаний, а для бюрократических отчётов наверх.
Ведь, по идее, по результатам контрольной педагог должен, проанализировав ошибки, корректировать свою работу – и с каждым учеником, и со всем классом, восполняя лакуны в знаниях. Но по факту слишком часто бывает так, что даже если ученик написал контрольную на "два" или полкласса на "три", то это ничего не изменит в дальнейшем преподавании: погнали дальше.
Недаром некоторые учителя – из "продвинутых" – с энтузиазмом воспринимают упорно толкаемую либерал-прогрессорами идею об отмене школьных оценок. Так ведь проще! Школа, мол, даст "всё, что полагается". А дальше, как сейчас говорят, "ваша проблема". То есть самих учеников и их родителей. Хотят, чтобы их отпрыски были образованными – пусть нанимают репетиторов. Сегодня школы сняли с себя даже ответственность за подготовку к ЕГЭ. А государство и выпускники уже получают готовый результат в виде баллов госэкзамена, которые определят, как опять же ныне выражаются, "жизненную траекторию" молодого человека.
КОММЕНТАРИИ ВОЗМУЩЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ В ГРУППЕ ВКОНТАКТЕ "НАШ ЧЕЛЯБИНСК". СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ VK.COM
Что же касается контроля знаний и качества преподавания, то дело тут, очевидно, не в количестве проверочных работ и отчётов школ перед инстанциями, а в их качестве. Переизбыток формальных контрольных не только стресс, но и зло. Однако ещё большим злом может стать трактовка поручения президента в духе вышеописанной реакции школьницы: Путин, дескать, контрольные отменил. В этом же духе разлюли-малины, увы, могут воспринять месседж президента и в иных школах.
Как нам преодолеть егэизацию
Ректор МПГУ доктор исторических наук Алексей Лубков, напротив, считает, что внимание президента к теме образования и вхождение в такие детали, как количество контрольных, вполне закономерно и достойно уважения. В комментарии "Первому русскому" он подчеркнул:
Администрация президента инициировала несколько круглых столов в среде образовательного сообщества. На них выяснилось, что наибольшее напряжение педагогов вызывает именно перебор с контролем их со стороны разных надзорных ведомств. Вал контрольных разного уровня тоже относится к этой бюрократической нагрузке. Не остаётся времени на разбор ошибок, то есть не работает на повышение знаний. Всё это прямое следствие "егэизации" образования: кардинально решить эту проблему мы не можем, значит нужно смягчать.
По мнению Лубкова, воспрепятствовать тому, что бы ситуация не качнулась в обратную сторону – полной отмены контрольных работ – поможет "здравый смысл" управлений образования разных уровней.
Впрочем, на "здравый смысл" чиновников надейся, а сам не плошай. Поэтому в перечне важных поручений Путина в образовательной сфере есть и, казалось бы, не столь уж важный терминологический вопрос. Правительству и Госсовету поручено исключить из законодательства понятие "образовательная услуга". А именно так в нормативных госдокументах до сих пор называют процесс получения образования в России.
Несмотря на то что сам президент до этого уже неоднократно отвергал определение образования как "услуги", эта терминология сохранилась в нормативных актах, а значит, продолжала свою разрушительную работу. Ныне этот очередной словесный отросток либеральной парадигмы будет зачищен – и это радует. Гораздо сложнее обрубить не только на словах, но и на деле все ядовитые антинациональные побеги, которые взросли в нашей стране за эти годы.
Что с того?
Россия, несмотря, на явно видимые усилия выбраться из гиблой матрицы либерального капитализма и западной "демократии", на которую её поставили в начале 1990-х, периодически пробуксовывает, соскальзывая обратно. Образование, в особенности школьное, – исключительно важное звено обретения нашим Отечеством подлинного суверенитета и национальной идеи. Не зря вокруг него ломается столько видимых и невидимых копий. Здесь важна каждая "мелочь": сочинения, контрольные, терминология.
Первый русский телеканал Царьград постоянно "мониторит" эту сферу. И "сбережение народа России", "охрана традиционных духовно-нравственных ценностей", которые вчера Владимир Путин на заседании Совбеза назвал в числе главных общенациональных приоритетов, безусловно, немыслимы без "метанойи" – исправления ума – как сограждан, так и властей предержащих. А начинается оно со школьной скамьи. То, что в эту проблему начал, наконец, в полной мере вникать глава государства, не может не обнадёживать. В России без царя ничего не движется.
Андрей Самохин
Фото: АГН "Москва"