Уроки цифровой грамотности могут появиться в обязательной школьной программе в 2022 году, но сначала в пилотном режиме их запустят в одной из школ Самарской области, рассказали «Известиям» в комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В Минпросвещения допустили, что они могут войти в курсы по ОБЖ. Эксперты приветствуют создание уроков цифровой грамотности и предлагают сконцентрироваться на обучении школьников противостоянию киберугрозам.
Знай онлайн
Думский комитет по информполитике, информационным технологиям и связи 12 мая направил в адрес Минпросвещения и Минцифры предложение проработать вопрос введения в школьную программу урока цифровой грамотности. С копиями писем ознакомились «Известия».
«Современные дети знакомятся с цифровой средой в раннем возрасте. По результатам опроса Фонда содействия развитию интернета, уже с семи лет дети начинают активно пользоваться интернетом, а в возрасте 14–17 лет практически не имеют запретов и ограничений для выхода в Сеть, и 45% из них ежедневно проводят онлайн от одного до четырех часов», — говорится в обращении.
При этом интернет открывает не только новые возможности, такие как общение, доступ к онлайн-образованию, но и несет риски: это компьютерные вирусы, сомнительное общение, кибербуллинг, фейки. В общей сложности 80% детей когда-либо сталкивались с опасностями в интернете, приводят статистику в комитете.
«Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает проработать вопрос введения в школьную программу курса цифровой грамотности, что представляется своевременным, учитывая запланированное на 2021 год изменение федеральных государственных образовательных стандартов», — говорится в письме.
Такие уроки предлагается запустить в российских школах в 2022 году, но ранее в пилотном режиме они появятся в одной из школ Самарской области, сказали там. «Известия» направили запросы в пресс-службы правительства Самарской области и местное министерство образования и науки. Там на момент публикации не ответили.
В пресс-службе Минпросвещения поддержали инициативу.
— В рамках формирования навыков информационной безопасности у детей планируются возможные изменения в школьном курсе по предмету ОБЖ с учетом современных вызовов, например, как научить школьников характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании сети интернет, — сообщили в пресс-службе Минпросвещения.
В Минцифры сообщили, что получили письмо и в поддержку направления по обучению цифровой грамотности населения регулярно проводят в различных школах «Урок цифры», на котором школьники с 1 по 11 класс узнают об основах кибербезопасности и возможностях работы в интернете.
«В национальную программу «Цифровая экономика» включены мероприятия по повышению цифровой грамотности среди всех слоев населения, включая школьников», — добавил представитель министерства.
Коллективное осознание
Для проработки курса цифровой грамотности для школьной программы профильный комитет Госдумы предлагает создать межведомственную рабочую группу при Минпросвещения и Минцифры. Предлагается включить туда представителей ведомств, депутатов, экспертов IT-индустрии и академическое сообщество. В Минпросвещения поддержали эту идею, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по СМИ Александр Малькевич сообщил «Известиям», что вместе с коллегами (из комиссии по СМИ и рабочей группы по противодействию распространения противоправной информации в Сети, защите пользователей интернета) готов принимать участие в разработке программы по цифровой грамотности. Тем более что с инициативой введения таких уроков ОП выступала многократно, подчеркнул общественник.
— О полной замене предметов речь идти не должна, тогда как перераспределить часы было бы логично. Сместить центр тяжести от информатики (например, программирования на устаревших языках вроде Basic) к тому, как защититься от угроз в цифровом мире было бы правильно, — сказал он.
В Positive Technologies отметили важность введения уроков цифровой грамотности в школах, но не стали бы заменять существующие предметы в школе. Скорее, они могли бы стать дополнением к другим урокам — например, ОБЖ и информатике. Схожей позиции придерживаются в НИУ ВШЭ. Уроки цифровой грамотности стоит включить как курс в существующие уроки, не создавая новый предмет, говорит преподаватель факультета компьютерных наук вуза Дмитрий Широков.
В Skyeng выразили готовность принять участие в разработке уроков цифровой грамотности, сообщил «Известиям» GR-директор компании Макар Гончаров. Этот курс должен дополнять уже существующие, например уроки по информатике, считают в Skyeng и в «Лаборатории Касперского».
Впрочем, член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Вадим Гриншкун считает, что в современных условиях цифровую грамотность невозможно сформировать у ребенка после обучения только по одному курсу. Это должна быть системная сквозная работа, пронизывающая самые разные учебные дисциплины и внеучебные мероприятия. И информатика в этой системе может и должна играть ключевую роль, отметил он.
При подготовке программ цифровой грамотности для школьников нужно обратиться к опыту Евросоюза, рекомендует гендиректор Moscow Digital School Дмитрий Захаров. Комиссия ЕС сформировала пять основных блоков. Во-первых, информационная грамотность — это то, как мы ищем информацию, анализируем и управляем ей. Во-вторых, коммуникация и сотрудничество — то, как мы общаемся в интернете. В-третьих, нужны правила создания контента, куда входят знания о нем, правилах размещения, авторских правах и прочее. В-четвертых, неприкосновенность ребенка и защита устройства и данных. В-пятых, изучение технологий и умение заставить их работать на себя.
В Group IB считают необходимым включить в школьную программу отдельный предмет по информбезопасности. Должна быть отдельная дисциплина ОБЖС, где могут изучать основы безопасности жизнедеятельности в Сети, соглашается президент Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков.
По данным опроса «Лаборатории Касперского», 22% детей в России сталкивались с кражей аккаунтов в соцсетях или на игровых платформах, 15% теряли данные из-за компьютерного вируса, 14% отмечали, что им писали странные сообщения взрослые люди, а 10% детей сталкивались с онлайн-мошенничеством.
Для российских школьников уже был разработан учебник по цифровой грамотности, сообщила «Известиям» его соавтор и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. По ее словам, организация совместно с волонтерами даже проводила соответствующие уроки в школах десяти регионов России. Всего уроки прослушали более 1,5 млн школьников.
— Создано три учебных пособия для школьников разных возрастов с учетом их психологических особенностей: 1–4, 5–9, 10–11 классы. Учебники охватывают разные темы: проблема персональных данных в Сети, мошенничество, общение с незнакомцами в Сети, защита личного аккаунта, анонимность в интернете и многие другие, — рассказала Екатерина Мизулина.
По ее словам, уроки проходили в качестве факультативов в рамках ОБЖ или классных часов. Каждая школа решала этот вопрос самостоятельно, заключила Екатерина Мизулина.
В издательстве «Просвещение» поддержали инициативу введения уроков цифровой грамотности в школах. Там отметили, что уже разработали серии учебников и учебных пособий, посвященных данной теме.
Анна Устинова, Марина Бочкарева